Большой театра России. Опера. Г. Берлиоз. "Осуждение Фауста".

Большой театра России. Опера. Г. Берлиоз. "Осуждение Фауста".
11 апр 2017
Оцените материал
(110 голосов)

Посетил историческую сцену Большого театра России и прослушал оперу Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». Обычно пишут, что либретто к этой опере написано по мотивам «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гете. Но стоит заметить, что «Фауст» Гете даже не однофамилиц Фаусту из оперы Берлиоза. Нет ничего общего, кроме контура и в сюжете. Всякое сходство можно считать случайным.

В своих интервью об этом говорил и Питер Штайн, который является режиссером-постановщиком. Со своей задачей он справился блистательно. Обычно оперы в Большом театре утомительны не только исполнением низкого качества, но и декорациями и сценическим движением. Тут все было на высоте. Нам продемонстрировали высокий европейский уровень и все современные технологии, которые только существуют. Причем все сделано не в российском ключе «чтоб богато лук», а со вкусом и очень уместно. Хотя некоторый перебор с костюмами безусловно заметен. Хотелось бы сравнить эту постановку с тем, что годом ранее сделал в Париже Алвис Херманис, но пока могу судить только по записи и воздержусь от комментариев.

Гектор Берлиоз французский композитор, который пришел в музыку достаточно поздно. Первоначально он пытался стать врачом. Опера «Осуждение Фауста» это главный результат его творческой жизни, над ней он работал практически всю свою творческую жизнь. При этом, например, «Венгерский марш» был написал и получил признание задолго до окончания «Осуждения Фауста», где он звучит в первой части. Для Берлиоза премьера оперы, которая закончилась поразительно блестящий провалом стала огромной проблемой. Он был вынужден, как все иностранцы неудачники отправится в Россию на заработки. Тут его, как иностранца поселили в Михайловском замке и после того, как он посветил «Фантастическую симфонию» Николаю Первому осыпали деньгами настолько, что скоро он вернулся в Париж и купил себе место Главного библиотекаря в Парижской консерватории.

Опера устроена довольно просто

Первый акт это сольные партии Фауста- исполнял их Нажмиддин Мавлянов. Мавлянов солист МАМТ и в Большом выступал в качестве приглашенного солиста. В первой части было заметно, что его красивый тенор звучит несколько не уверенно, но особого неудовольствия не вызывало. Далее знаменитый «Венгерский марш» с красивыми сценами гибели всех солдат, которыми Штайн буквально завалил сцену.

Второй акт — это партии Фауста и Мефостофеля. Мефистофеля пел Александр Виноградов. Александр Виноградов прекрасны бас Большого театра. Правда пел он баритоном. Много гастролирует и заслуженно получает высоки оценки прессы. Далее появляется Брандер- его поет Годедзи Джанелидзе. Это молодой бас, совсем молодой, но весьма яркий. Тут то и случается самое обидное- Мавлянов полностью теряется на фоне этих солистов и кроме красивого голоса не может добавить в их мастерство ничего.

Третий акт- партии Маргариты в блистательном исполнении Агунды Кулаевой. Она безусловно главная героиня спектакля и ее потрясающий голос и мастерство не просто могут составить конкуренцию блистательным декорациям и режиссерским решениям Штайна, но и превосходят их. Фауст на ее фоне выглядел убого, и я бы сказал неуместно. Осетинская певица превзошла все мои ожидания, слушал, как эту партию пела Софи Кох в Париже и замечу, что в целом Кулаева сделала это лучше! Вообще удивительно, как хорошо в России с певицами и как плохо с певцами. Даже узбеки типа Мавлянова не помогают… Оперная сцена не стройплощадка. Далее несколько утомительный «менуэт блуждающих огней»- явный просчет Штайна. Вместо возможной балетной вставки он раздал фонарики хору.

Четвертый акт- соло Маргариты и тут я был готов кричать браво Агунде Кулаевой не прекращая. Ну и конечно скачки Фауста и Мефистофеля, хоровые около религиозные песнопения хора и костюмированное шоу рай и ад. В общем Штайн вывел оперу на уровень мюзикла по светотехнике и лазерному шоу. Но в мюзикле нет содержания, а тут это было не уместно. Змей атакующих висящих в воздухе Фауста и Мефистофела, байкеры в виде чертей или черти в виде байкеров. Совсем похабные сцены рая, где Маргариту простили за убийство не преднамеренное матери. Интересно тот факт, что Маргарита еще преднамеренно убила своего ребенка от Берлиоза, скрыли или он его, проигнорировал?! Фауст же продавший душу ради спасения Маргариты осужден на вечные муки. Верно в общем- не нужно помогать женщинам…

Кроме прочего слишком яркая звезда в раю слепила зрителей, хотя возможно это касалось только партера. В целом спектакль удался, красиво и хорошо пела Кулаева. Музыкально все было как было и, конечно никуда не годится Фауст- Мавлянов, разве на рекламу мыла или в пару Баскову. Красивый голос в опере не главное. Ну и конечно, стоит задуматься об уместности настолько красочного четвертого акта. Музыкально я не очень порадовался, возможно потому, что уже пару недель нахожусь под впечатлением от симфонической музыки Богуслава Мартину.

Прочитано 2145 раз Последнее изменение 14 апр 2017

1 Комментарий

  • Виолетта Розарий 24 апр 2017 написал Виолетта Розарий

    Драматическая легенда Большого театра!
    ******************************************
    Могу выразить большую благодарность премьере, которая состоялась в июле ушедшего 2016 года. Это был некий апофеоз Берлиоза в Москве.. Большой театр обращался уже трижды. И концертный вариант мне нравится больше. Я не собираюсь строить из себя оперного обозревателя, какого-нибудь
    Книгу "Фауст" читала в 19 летнем возрасте...летом, с карандашом и кучей мыслей в голове. Это сильное произведение, и оно произвело на меня не малое впечатление. от которого зависела дальнейшая моя жизнедеятельность. Гёте имеет исключительно протестантское видение религии, а вот у Берлиоза с католической верой за пазухой - прощения не происходит. возможно ему так легче, : возможно он сам себя не простил в своей жизни и решил дать эту страшную мысль в массы. Что даже с искренним раскаянием, прощенья не будет.
    *******************************************
    Такой сценарий подходит для определенного круга людей,и он падший.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены