Большой театр России. Балет. Д. Шостакович. "Светлый ручей".

Большой театр России. Балет. Д. Шостакович. "Светлый ручей".
29 мая 2017
Оцените материал
(142 голосов)

Посетил Большой театр России и посмотрел балет на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, в хоереографии Алексея Ратманского «Светлый ручей». От этого балета я не ждал слишком многого, во-первых, наследие Ратманского в Большом театре сейчас не берегут совсем, скорее страшно радуются его проблемам в постановках даже новых балетов. Во-вторых, этот балет, как в прочем почти все, что делает Ратманский скорее набор дивертисментов, а это не мой любимый жанр, хотя безусловно имеющий право на существование. Однако общее впечатление от увиденного было очень положительным, хотя и не без проблем.

Главное в этом произведении, конечно личность Шостаковича и запреты со стороны Сталина, как в прочем и последующая травля композитора и его произведений деятелями типа Кобалевскго. Дмитрий Дмитриевич Шостакович происходит из семьи со старыми революционными традициями. Его прадед был выслан из Польши за участие в Варшавском восстании, но несмотря на это близко общался с «Народной волей» и даже получил приговор после покушения Дмитрия Каракозова на царя. Но сам Дмитрий Шостакович революционером не был. Не смотря на гонения и прессования в целом он прожил благополучную творческую жизнь. Конечно, в любой стране кроме СССР он сделал бы больше, но 15 симфоний, три балета и несколько опер достойный вклад в мировую музыку. Исследователи до сих пор называют его именем определенный музыкальный ряд. В балет Шостакович пришел в ранней молодости. После смерти отца семья, где он воспитывался осталась практически без средств к существованию, и Дмитрий Дмитриевич был вынужден работать тапером в кинотеатре, а также подрабатывать пианистом в хореографическом училище. Ему очень нравилось играть для танцовщиц. Говорят, что он играл даже для легендарной Айседоры Дункан. Всего Шостакович написал музыку к трем балетам «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей». Два первых балета были поставлены, но не имели ни особого успеха и не дали большого резонанса. Судьба же балета «Светлый ручей» может сравниться только с самой известной оперой Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Впервые балет был поставлен в Ленинградском малом театре оперы и балета (Михайловском театре) весной в 1935 году, потом его поставили в Большом театре. Либретто и хореографию разработал легендарный Федор Лопухов. Спектакль шел с успехом до конца 1936 года. Потом в газете «Правда» появилась статья «Балетная фальшь». В ней автор разоблачает кукольные страсти и неестественное поведение колхозников, а также клеймит музыкальных и художественных критиков, которые захвалили Шостаковича, а он этого не заслуживает. Статья в газете правда означала приговор для этого балета и он был снят со сцены. Впервые вернулся к зрителям этот балет благодаря усилиям Алексея Ратманского в 2003 году. Показательно, что с 2004 по 2009 Ратманский был руководителем Балета Большого Театра. В общем эту постановку я и смотрел.

В целом балет представляет собой дачный водевиль с переодеваниями и вполне укладывается в безобразную стилистику «Кубанских казаков» и прочей «Волги - Волги» со «Свинаркой и пастухом». Переодевание мужчину в женское платье в балете вещь не новая, стоит вспомнить Луи Гарольда «Тщетную предосторожность», которая стала классикой. Но по нынешним временам поповской диктатуры и борьбы с гомосексуализмом опасна. Эстетику эту сейчас пытаются поднимать на знамя, но мне она не близка и ничего, кроме отвращения не вызывает. Поэтому то, что представляли из себя костюмы и декорации, а также реквизит типа велосипеда и ружья, я описывать и обсуждать не буду. Как и тот факт, что на сцене под видом дачников осмеяли интеллигенцию, а также показали, что любая «свинарка» легко может стать балериной. Хотя последний тезис удивил, конечно. Сделать из балерин коохозниц смог бы даже я, а вот наоборот боюсь и Григорович не взялся бы. Хотя есть примеры гениальных танцовщиков, которые не прошли классической балетной, школы- например, Петр Зуска, но это скорее даже не исключения, а легенды. Шостакович умел нравится пролетариату и не смотря на все гонения получил пяток сталинских премий, причем не за гениальные произведения, а за «правильную рабочую реакцию на критику вождя», но не суть.

Балет представляет из себя дивертисменты трех пар и несколько комических образов, которые можно было решать не танцовщиками высокого класса типа Алексея Лопаревича, а просто танцорами мини-макса. Хотя пенсионеров тоже надо куда-то девать.

Первая пара это Дарья Хохлова и Вечаслав Лопатин (мы не давно писали о его премьерной работе в балете «Русские сезоны» на музыку Дестникова, хореограф Ратманский). Вторая пара Кристина

Кретова и Руслан Скворцов. Третья пара Денис Савин и Екатерина Завадина. В целом танцевали они достойно. Удовольствие я получил, спектакль очень старый и я наконец-то его увидел, что не может не радовать. Радует и тот факт, что через почти 70 лет после того, как вышла статья в газете «Правда» под названием «Балетная фальшь» мы снова видим его на сцене. В общем разум побеждает даже в России.

Прочитано 2794 раз Последнее изменение 08 июнь 2017

2 комментарии

  • Алиса Котова 13 янв 2018 написал Алиса Котова

    Оригинальный спектакль, очень отличается от классических постановок балета. Но этим он и притягательным. Не всегда же смотреть на классические пачки с серьезным лицом. Этот спектакль доказывает, что современная хореография существуют и она ничем не уступает классическому балету.
    Спектакль не советскую тематику, как говорится - привет из колхоза. Постановка как раз и напомнила старые советские фильмы, такие добрые и юморные, их хочется пересматривать снова и снова. Оценка балету 5 из 5

    Пожаловаться
  • Инесса Шевчук 08 июнь 2017 написал Инесса Шевчук

    Забавная на самом деле балет очень занимательный! Мы ходили семьями, поэтому со всей симпатией отношусь к композитору Дмитрию Шостаковича, который занял наших деток. Нам уж больно хотелось побывать на новой сцене Большого театра. Это было пару лет назад, но со всей ответственностью могу заявить:
    балет "Светлый ручей" стоит внимания и отпугиваться из-за советской примеси, колхоза и деревенских заговоров не нужно*) Многих может привести в смятение заявленная история. Балет легкий, светлый, с хорошими шутками. Насыщен позитивной иронией в целом говоря и равнодушными нас тогда не оставил.

    Приподнятое настроение, как сейчас помню, однозначно останется.)

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены