Главное в этом произведении, конечно личность Шостаковича и запреты со стороны Сталина, как в прочем и последующая травля композитора и его произведений деятелями типа Кобалевскго. Дмитрий Дмитриевич Шостакович происходит из семьи со старыми революционными традициями. Его прадед был выслан из Польши за участие в Варшавском восстании, но несмотря на это близко общался с «Народной волей» и даже получил приговор после покушения Дмитрия Каракозова на царя. Но сам Дмитрий Шостакович революционером не был. Не смотря на гонения и прессования в целом он прожил благополучную творческую жизнь. Конечно, в любой стране кроме СССР он сделал бы больше, но 15 симфоний, три балета и несколько опер достойный вклад в мировую музыку. Исследователи до сих пор называют его именем определенный музыкальный ряд. В балет Шостакович пришел в ранней молодости. После смерти отца семья, где он воспитывался осталась практически без средств к существованию, и Дмитрий Дмитриевич был вынужден работать тапером в кинотеатре, а также подрабатывать пианистом в хореографическом училище. Ему очень нравилось играть для танцовщиц. Говорят, что он играл даже для легендарной Айседоры Дункан. Всего Шостакович написал музыку к трем балетам «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей». Два первых балета были поставлены, но не имели ни особого успеха и не дали большого резонанса. Судьба же балета «Светлый ручей» может сравниться только с самой известной оперой Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Впервые балет был поставлен в Ленинградском малом театре оперы и балета (Михайловском театре) весной в 1935 году, потом его поставили в Большом театре. Либретто и хореографию разработал легендарный Федор Лопухов. Спектакль шел с успехом до конца 1936 года. Потом в газете «Правда» появилась статья «Балетная фальшь». В ней автор разоблачает кукольные страсти и неестественное поведение колхозников, а также клеймит музыкальных и художественных критиков, которые захвалили Шостаковича, а он этого не заслуживает. Статья в газете правда означала приговор для этого балета и он был снят со сцены. Впервые вернулся к зрителям этот балет благодаря усилиям Алексея Ратманского в 2003 году. Показательно, что с 2004 по 2009 Ратманский был руководителем Балета Большого Театра. В общем эту постановку я и смотрел.
В целом балет представляет собой дачный водевиль с переодеваниями и вполне укладывается в безобразную стилистику «Кубанских казаков» и прочей «Волги - Волги» со «Свинаркой и пастухом». Переодевание мужчину в женское платье в балете вещь не новая, стоит вспомнить Луи Гарольда «Тщетную предосторожность», которая стала классикой. Но по нынешним временам поповской диктатуры и борьбы с гомосексуализмом опасна. Эстетику эту сейчас пытаются поднимать на знамя, но мне она не близка и ничего, кроме отвращения не вызывает. Поэтому то, что представляли из себя костюмы и декорации, а также реквизит типа велосипеда и ружья, я описывать и обсуждать не буду. Как и тот факт, что на сцене под видом дачников осмеяли интеллигенцию, а также показали, что любая «свинарка» легко может стать балериной. Хотя последний тезис удивил, конечно. Сделать из балерин коохозниц смог бы даже я, а вот наоборот боюсь и Григорович не взялся бы. Хотя есть примеры гениальных танцовщиков, которые не прошли классической балетной, школы- например, Петр Зуска, но это скорее даже не исключения, а легенды. Шостакович умел нравится пролетариату и не смотря на все гонения получил пяток сталинских премий, причем не за гениальные произведения, а за «правильную рабочую реакцию на критику вождя», но не суть.
Балет представляет из себя дивертисменты трех пар и несколько комических образов, которые можно было решать не танцовщиками высокого класса типа Алексея Лопаревича, а просто танцорами мини-макса. Хотя пенсионеров тоже надо куда-то девать.
Первая пара это Дарья Хохлова и Вечаслав Лопатин (мы не давно писали о его премьерной работе в балете «Русские сезоны» на музыку Дестникова, хореограф Ратманский). Вторая пара Кристина
Кретова и Руслан Скворцов. Третья пара Денис Савин и Екатерина Завадина. В целом танцевали они достойно. Удовольствие я получил, спектакль очень старый и я наконец-то его увидел, что не может не радовать. Радует и тот факт, что через почти 70 лет после того, как вышла статья в газете «Правда» под названием «Балетная фальшь» мы снова видим его на сцене. В общем разум побеждает даже в России.