Большой театр России. Балет. Б. Асафьев. "Пламя Парижа".

Большой театр России. Балет. Б. Асафьев. "Пламя Парижа".
14 дек 2017
Оцените материал
(151 голосов)

Посетил новую Сцену Большого театра России и посмотрел балет на музыку Бориса Асафьева «Пламя Парижа». Хореограф-постановщик любимый мною Алексей Ратманский. Дирижер- постановщик- Павел Сорокин, он же и стоял за дирижерским пультом. Ведущее партии танцевали Екатерина Крысанова и Денис Савин, Михаил Лобухин и Нина Капцова. Спектакль старый, это его почти пятидесятый показ в новой редакции, которая принадлежит Ратманскому. Всего же в Большом театре это спектакль далеко за 150 показов. Не знаю сколько раз его поставили в Мариинке, где он родился. В общем я получил удовольствие и ругал себя, что раньше не смотрел этот балет. Почему я его не смотрел?

Ну, во-первых, меня пугала фигура Бориса Асафьева. Безусловно это, пожалуй, самый приятный и правильный музыкальный критик Советского Союза, но как композитор он фигура не понятная. Мне было известно, что именно он познакомил с Дягилевым и рекомендовал обратить пристальное внимание на Стравинского. Но известно так же, что Дягилев заказывал музыку Черепнину и Лядову (в общем учителю Асафьева) и, что особенно важно- один из первых балетов В.Нежинского ставился на музыку Асафьева, но… Дягилев никогда не заказывал музыку Асафьеву. Конечно, я слушал, смотреть не получилось- балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и не нашел ничего плохого, но вот к «Пламени Парижа» у меня было некоторое пренебрежение и как выяснилось- напрасно. Я боюсь, что сейчас не осталось музыковедов, которые могли бы «сборки» Асафьева «разобрать» и показать их части. Я вот точно не могу, понятно есть очень знакомые места, но меня лично это не расстроило совсем.

Во-вторых, общеизвестно, что отношение к российско-советскому балету странное. Был у нас Петипа и Горский, который толи Петипа обижал, а толи создавал Балет Большого театра. Потом случился сразу Григорович и, как «Спартак» все сразу завоевал. Имена балетмейстеров, 30-40-50 годов как-то выпали, и мы вместо хореографов привычно восхищаемся художником Федором Федоровичем Федоровским. Имена же Василий Вайнонен, Захаров, Радлов, Марков, Моисеев, Лавровский, Якобсон прямо скажем, как и имя всесильного Соллертинского вспоминаются скорее, как история. При том, что кажется история это менее интересна, чем неведанный Баланчин или Крэнко. Хотя для моего поколения, что то, что другое… Но тем не менее «Ромео и Джульетта» Лавровского единственный балет того времени, что еще идет на сцене Большого театра, при этом Ратманского «заставили» поставить свою «Ромео и Джульетту» и будет странно, если он, главный хранитель наследия того времени станет его могильщиком.

Понятно, что «Пламя Парижа» Ратманским переработано. Первоначальный балет в четыре акта, стал двухактным. Линия общественная заменена на любовную, которая стала основной. Революционный пафос сменил общечеловеческий мотив. В общем, говорят, что остались основные па де па и танцы, которые составляли основу- баскский, овернский, марсельский. Могу сказать, что все кроме концовки меня очень порадовало, последние же 10 минут просто лишние. Они просто сбивают восторг зрителей и успокаивают публику перед финалом. Полагать, что с помощью балета можно переосмыслить последствия, причины революции… Даже Соллеранский скорее глумился, чем серьезно писал об этом. Вообще если посмотреть на его разгромные статьи, как на юморески открывается многое.

Танцевали Екатерина Крысанова мы писали о ее работе в спектакле «Укрощение строптивой» на гастрольном спектакле Большого театра в Санкт-Петербурге. Так же она исполняла партию «Новенькая» в балете Джерома Роббинса «Клетка на музыку И. Стравинского. Ну и конечно Медора в «Корсаре», который тоже поставил Ратманский. Ее партнер по «Корсару» Бирбанто- Денис Савин, танцевал партию Гармониста в балете «Светлый ручей» в постановке Ратманского и трудно не вспомнить его Петручччио в балете на музыку Шостаковича «Укрощение строптивой» в хореографии самого Жан-Кристофа Майо. Хотя пару с Крысновой составлял Михаил Лобухин это лучший «Спартак» из тех, что я видел. Так же он очень понравился мне в «Героях нашего времени», где по сути создал основу части «Белла». Нина Капцова была Фригий в том самом «Спартаке» и прекрасно смотрелась в паре с Михаилом Лобухиным, но в «Пламя Парижа» их разлучила Крыснова. Блистала Нина Капцова и в балете «Герои Нашего Времени», нежная и возвышенная, мы писали о ней еще в начале проекта на «Рождественском галла-концерте». Крысановой же не хватает «ярко-развратного шарма» Марии Александровой- увы. А вообще идея спать с балеринами мне кажется отвратительной, на балерин надо смотреть, желательно метров с 20 и чуть сверху.

В качестве приятного бонуса я понял, где на новой сцене самое лучшее место. Это Бенуар, лоза номер 1, место 3. Попаду ли я еще раз на это место не знаю, но хочу быть там каждый вечер. Вообще итоги сезона для меня несколько грустные. Я купил билет на первого «Нуреева», но вместо него смотрел «Дон Кихот», а когда премьера все же стоялось я билет достать не смог. Не смог я посмотреть и «Ромео и Джульетту» в постановке Ратманского. Чего уж говорить о том, что самую громкую балетную премьеру Парижа в театре «Opera Garnier» балет «Play» в хореографии Александра Экмана я тоже не посмотрел даже в записи. Как жить? Хотя это Мария Сидельникова пишет о балете для читателей. Я же просто пишу для себя свои впечатления, чтобы понять, что же я чувствую и поверить в то, что живу.

Прочитано 2295 раз Последнее изменение 18 дек 2017

1 Комментарий

  • Алиса Котова 03 янв 2018 написал Алиса Котова

    Прекрасно подобранный состав для представления - залог успеха. И самое главное, чтобы актеры были хороши не по отдельности, а совместно, чтобы они чувствовали друг друга. Так это и случилось. Каждый актер играл свою роль, которая создана прямо для него.
    Танцевальные партии не поражают, не потому что они плохи, а потому что они хороши, от таких людей не стоит ждать чего-то плохого или какого-то подвоха. Это просто наслаждение.
    Овернский танец и танец басков самый завораживающие, самые экспрессивные. Особенно мужские партии.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены