Большой театр России.Балет. А. Меликов. "Легенда о любви".

Большой театр России.Балет. А. Меликов. "Легенда о любви".
15 фев 2017
Оцените материал
(156 голосов)

Посетил историческую сцену Большого Театра России и посмотрел балет в постановке Григоровича «Легенда о любви» на музыку Арифа Меликова. Либретто написано на основании произведения большого друга советского народа турецкого драматурга Назыма Хикмета «Хосров и Ширин». Не буду повторять банальности по поводу того, что любое посещение этого театра праздник. Тем более, что с годами и посещениями праздник становится все меньше и впечатления стираются. Дело не в театре, дело в том, что возрастом вообще все впечатления стираются.

В общем для меня в очередной раз совпал- Историческая сцена, Балет, Григорович. В целом для праздника уже не мало. Если говорить о балете «Легенда о любви» то это в некотором смысле уникальное явление и сразу по двум поводам:

1. Памятник советскому тоталитаризму, который пережил тоталитаризм. Конечно, Григоровичу, как и любому театральному деятелю хотелось ставить спектакли, обращенные к вечности и онникогда не стал бы работать с таким материалом. Второсортный автор, вся заслуга которого состояла в около марксистском бреде и некоторым подобием борьбы за права трудящихся Хазым Хикмет не может сравниться с великими поэтами Востока типа Фирдоуси, Руми или того же Хаяма. Каждый из них писал нечто похожее на то, что написал Хикмет и конечно, взять за основу Руми в СССР было нельзя из-за страшного слова суфий…

2. Это совершенно синхронный ответ «Спартаку» А.Хачатуряна. Если есть армянский композитор и балет на его музыку, значит должен быть и азербайджанский! Григорович, если уж совсем не кривить душой построил эти балеты весьма схожим образом. Те же две пары, те же красивые массовые сцены. Да больший вес женских партий и Мехмене Бану не столько силы зла, сколько главный пластический образ для женщины того периода. Не случайно Майя Плисецкая боролась за возвращение Григоровича в Большой Театра из Питера, чтобы танцевать этот спектакль. Конечно «Спартак» и «Легенда о любви» разные спектакли, одних шпагатов в любви столько… Конечно все, что мы тут описываем это скорее стиль Григоровича. Но все же трогательное армяно-азербайджанское взаимодействие на лицо еще с советских времен, я не о Карабахе.

Танцевали:

Мехнаме Бану - Мария Аллаш. Мария Александрова покинула театр, а Марии Аллаш уже 41 год, хотя ее пластический образ прекрасен, но я вспоминаю «Спартак» о котором писал месяцем ранее, где танцевала Александрова и боюсь, что Аллаш на сцене может быть и в последний раз. Тем более, что за ней Шипулина, Крысанова. Светлану Захарову тоже когда-то мы потеряли.

Ширин – Нина Капцова. Именно она была Фригий в «Спартаке» и блистала в балете «Герои Нашего Времени»

Ферхад - Владислав Лантров, он блестяще танцевал в балете на музыку И.Демуцкого «Герои нашего времени» кстати с той же Капцовой и Александровой в паре. Ну и конечно он блистал в «Ундине»!

Визирь - Александр Водопетов. Думаю, что его мы увидим и еще не раз.

Впечатление от зрелища типа балет в постановке Григоровича не могут быть отличными от эстетического потрясения. Хотя и смотрится Григорович странно по нынешним временам, и музыка Меликова музыкой может считаться только от части, хотя, как все помнят выдающийся художественный прием в виде трех ударов в барабан перед началом спектакля, никто не отменял. Мне не близок пластический язык Григоровича, мне не совсем понятен эстетический смысл потрясающих по своей сложности поддержек и прыжков за грань человеческих возможностей. Его массовые сцены, где каждый танцор может быть солистом тоже кажутся избыточными. Тем не менее общее впечатление описывается только одним словом- прекрасно! Пластичность танцоров и создаваемые ими образы живут в сознании неделями, и ты вспоминаешь как двигалась героиня ее руки и ее испуг, как сочетал пластику и мощь Ферхад, Спартак кстати, как партия гораздо проще, хотя и выигрышнее.

Судьба дает шанс познакомиться ближе с европейскими образцами балета и Петер Суска, кто знает, возможно заменит мне Григоровича тем более, что того уж нет. Там и прекрасный немецкий балет не так далек. Традиции Крамко и совсем родной Ноймайер. Мне грустно потому, что российский балет эта та часть той самой России, что теперь потеряна окончательно.

Прочитано 2792 раз Последнее изменение 13 март 2017

3 комментарии

  • Алиса Котова 02 фев 2018 написал Алиса Котова

    Мне кажется, что этот балет слишком расхвалили (хотя может быть он стал и лучше, чем это было во времена СССР, к сожалению сравнить не могу, возраст не тот))). Может быть он того стоит, но сюжет слишком скомкан и финал не очень ясный.
    Но если оторваться от сюжета и смотреть просто на танец, то он прекрасен.

    Пожаловаться
  • Катерина_81 20 март 2017 написал Катерина_81

    Февраль. 2012 год. Мариинкский театр. Хореография была Юрия Григоровича; Мехменэ Бану – играла Ульяна Лопаткина.
    Всё было чудесно и на высшем уровне.

    p.s. видимо мы с вами смотрели одну и ту же., раз вы упомянули о Лопаткиной. Вообще ее танец оказался для меня откровением, а сам балет открытием.
    Это Было удовольствие. Все ожидания были в стократном объеме оправданы! Хореография, либретто и музыка,...
    Рахманиновские тона я расслышала, что близки русской душе, но не без восточного темперамента.
    Не жалуем, лишь приветствует искрометность талантов.

    Пожаловаться
  • Андрей Сомов 09 март 2017 написал Андрей Сомов

    Больше всего мне понравились действующие лица совершенно в другом пано —
    — Ульяна Лопаткина (народная артистка России, лауреат Государственной премии России) в роли Мехменэ Бану. Так же она принимала участие в международноом конкурсе.
    — Евгений Иванченко (заслуженный артист России) в роли Ферхада
    — Алина Сомова (тоже лауреат международного конкурса как и Лопаткина) в роли Ширин
    — Илья Кузнецов (заслуженный артист России) в роли Визиря
    И если Ульяна Лопаткина отыграла еще в 2011,то что говорить о Марии Аллаш

    Собственно "Легенда о любви" по Питерски и по Московски — 2 разные партии

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены