Отточенные пластические образы, идеально соответствующие физическим возможностям танцоров. Танцоры реально работают на гране человеческих возможностей и прыжки Спартака или поддержки, которые он выполняет кажутся невероятными не только по силе воздействия пластики на зрителя, но и с точки зрения возможностей живого человека! При этом расписания составлено так, что один танцор исполняет свой танец два дня подряд. Глядя на то, что эти люди показывают на сцене у меня мысли о том, что на другой день они вообще встать не смогут… Но тут все иначе. Если говорить о музыке, то она легко узнаваема и широко известна. На мой вкус слишком громкая и яркая. С другой стороны Равеля на всех не хватает и шутить об армянах не хочется, но тут в полной мере мы видим тут самую шумность и яркость. Я не оправдываю турков, но понимаю.
Спартак - Михаил Лобухин. Мне показалось, что это лучший Спартак из тех, что я видел. Видел я этот балет еше в Новосибирске и несколько раз в Москве. Обычно о Спартаке судят по прыжкам их высоте и по поддержкам, которые тот выполняет. Тут можно много рассуждать и в целом техника у танцоров определенного уровня одинакова. Пластика же очень отличается и то, что можно обозначить, как энергетику. Михаил Лобухин безусловно обладает энергетикой и силой, которая сделает его звездой самой первой величины. Мне кажется, что он вжился в образ Спартака настолько точно, что стал этим героем и долго еще не сможет избавится от этой пластики. Особенно любопытно, как после яростных и порывистых прыжков он создает пластический образ умирания. Это как Жизель, но образ мужской и оттого более сложный из-за скупости пластических приемов. Мы видели его в балете «Герои нашего времени» в части «Бэлла» и тогда уже было заметно, что это большой танцор.
Фригия - Нина Капцова. Невозможно оторваться от ее лирического образа. Пластика и невинная грация, нежность и тоска в каждом движении. Как гармонично она смотрится с Михаилом Лобухиным, как великолепно они дополняют друг друга в танце. Как прекрасно она выступает антитезой более крупной и широкобедрой, яркой и развратно-смазливой Эгине (Марии Александровой). Настолько нежна и возвышена. Образ великой любви в движениях рук… Так бывает. Я помню ее на открытии «Рождественского галла-концерта» прошлого года в Кремлевском дворце съездов.
Карсс - Александр Волчков. Мне никогда не нравился Спартак, читая роман о его восстании я симпатизировал рабовладельцам и видел в спартанцах коммунистов, которых ненавидел, хотя и вступил в партию в 19 лет. Красс особая роль и образ Александра Волчкова точен. Он настоящий Красс- высокомерие и надменная сила в каждом движении. Даже поддержки он выполняет, как настоящий аристократ. Мы видели его в балете «Герои нашего времени» в части «Княжна Мэри» в паре с Ниной Капцовой. Это было великолепно.
Эгина – Мария Александрова. Ей удалось идеально передать образ куртизанки. Расчётливой и подлой, одновременно желанной и невозможно сексуальной. Не случайно это, пожалуй, самая известная на сегодня прима Большого театра России. Мы видели ее в главной партии балета «Ундина» и в балете «Герои нашего времени» в части «Тамань» и уже тогда иронизировали о ее возрасте, но стоит признать, что она все еще в идеальной форме. Тепрь она покинула Большо Театр, посмотрим, что статит за этим действием, хотя скорее всего, ее мы больше на сцене не увидим. Будет таскаться по постелям, как Волочкова.
Балет и его структура хорошо знакома всем. Это четыре акта и девять картин. Музыку написал Арам Хачатурян. Премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета и хореографом был Леонид Якобсон. Я смотрел записи первых постановок в его хореографии. Конечно, совсем не тоже самое, что сейчас в Большом Театре. Как не удивительно, хореография Григоровича выигрывает. Даже вариант Игоря Моисеева с Плисецкой проигрывает, хотя, конечно я это видел только в записи. Арам Хачатурян написал еще три балета: «Счастье», «Гаянэ» и «Спартак». Множество оркестровых произведений и музыки для фортепиано. Он был одним из главных советских композиторов, например, написал музыку к почти сотни фильмов.
В общем, если есть шанс купить билет- смотреть этот балет можно и нужно неограниченное количество раз. Великолепно, чистый восторг. Я писал, что солисты балета МАМТа не хуже, чем Большого театра. Конечно я был не прав.