Как обычно это бывает, я расскажу историю этой оперы. Понятно, что возникла она на волне интереса европейцев к Китаю. Мода на экзотику всегда существовала в Европе и часто, экзотический товар специально фабриковался для потребителя прямо на месте. Например, знаменитые карты Таро, которые были сначала придуманы европейскими авантюристами, а уже потом облагораживались людьми, которые слышали о Каббале. Примерно такая же история случилась и со «Сказками 101 ночи» одна из которых стала основой для оперы «Турандот»
Карло Гоцци выдающийся драматург, автор пьес «фьябу» или трагикомическую сказку. Он на спор с Гольдони создал этот жанр показав на примере бессмертной пьесы «Любовь к трем апельсинам», что простенький сюжет может иметь успех, если соблюдать принципы классического театра масок и смешивать трагическое и комическое. Он и написал «Турандот» в первоначальной редакции.
Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, создатель направления в драматургии, которое называли «Буря и натиск». Певец и защитник ценности человеческой личности. Переработал добрую пьесу Гоцции в настоящую трагическую постановку. Он был настоящим мастером трагедии я видел несколько постановок его пьесы «Разбойники» и «Мария Стюарт» и до сих пор могу вспомнить, как сильно был впечатлен.
Джакомо Пуччини классический итальянский композитор, который так вдохновился «Аидой» Верди, что стал писать музыку. Автор Необыкновенно одарённый мелодически, Пуччини был для своего времени новатором и настаивал, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. Собственно, поэтому все постановки его опер очень красивы.
Над спектаклем работали:
Дирижер - Александр Ведерников. Легендарный статус этого человека не предполагает моего рассказа.
Император - Франко Пальяцци. Штатный педагог по вокалу Большого театра России. В 2002 году вышел в «Турандот» на премьере, которую я и посетил. В последний раз до этого пел в 1974 году. Работал над постановками Большого театра «Фальстаф», «Руслан и Людмила», «Макбет». Голос его звучал, как и должен звучать голос пожилого человека, хорошо, что эта партия не предполагает много петь.
Турандот - Франческа Патане. Это главная партия в опере и одна из самых сложных в мире оперы. Эта певица спела эту партию более чем 100 раз в разных театрах по всему миру. Приглашение ее в Большой театр было логичным и правильным. Как тоненькая и легкая певица поет эту партию большой вопрос. Она уникальна! Я просто счастлив, что слышал ее голос именно в этой опере. Она молода и красива и не выглядит злобной мстительницей. Хотя одному принцу голову из-за нее отрубили. В жизни думаю и не одному- очень красивая женщина!
Тимур - Вадим Лынковский. С 2001 года штатный бас Большого театра. Начинал работу в Московском государственном академическом камерном музыкальном театре под руководством Б. Покровского. Много пел в Мариинке. Занимался работой над восстановлением партитуры «Русланом и Людмилой» под руководством Ведерникова.
Впечатления от прослушивания оперы были необычайно яркими и в первую очередь благодаря Франческе Патане, ее ярков внешности и волшебному голосу. Партия довольно трудная и не только для исполнителя, но и для слушателя. Я слушал «Турандот» в записи и всякий раз прекращал из-за того, что переставал воспринимать музыку и тем более пение. Понятно, что живое исполнение всегда отличается, от записи, но в данном случае я был просто потрясен! Это одно из самых ярких воспоминаний моих оперных исканий.