Бенджамин Бриттен является для меня главным современным композитором, как не хорош Стравинский или Прокофьев, они не могут сравниться по молодике и главное по богатству музыки. Бриттен дает невероятной силы эмоции, которые достигаются, казалось бы, довольно простыми музыкальными средствами. Этот композитор по сути создал современную оперу. Реанимировал ее как жанр. Еще Сергей Дягилев говорил, что опера умирает. Классические оперные постановки, например, не к ночи помянутого Римского-Корсакова и даже гениального Чайковского трудно выдерживать, хотя они не рождали почти пятичасовые произведения, как Верди. Оперы Бриттена же слушать не просто легко, но приятно. При этом он не только композитор, он создал специальный жанр, короткая и яркая опера с минимальным музыкальным сопровождением. В Британии даже до отмены карточной системы его труппа с его оркестром и его произведениями имела оглушительный успех. Опера «Билли Бадд» стоит особняком. Это опера для большого оркестра расширенной ударной группой, кроме того на сцене почти сто человек. В общем это настоящая вершина его творчества! Музыка невероятна, я даже не посмотрел на часы ни разу, хотя опера продолжается почти три часа и прерывается только одним антрактом. Невероятно, но это опера наш современник ее премьера состоялась в 1951 году, но современный вид она приобрела только в 1960 году.
Герман Мелвилл уникальная фигура в американской, да и вообще литературе. Он не имел никакого вообще образования. Его романы воспринимали, как «производственно-развлекательные» и при жизни ценили только за «морскую экзотическую тематику». Главный роман «Моби Дик» критики не заметили. Мелвилл умер так и не узнав, что гений и признанный классик английской литературы. Сейчас же популярность «Моби Дика» такова, что даже комедийный гангстер из романа Т. Бенаквиста «Малавита-2» читает его, а имя капитана Ахава вообще знают все. Оперы, как правило совершенно бессмысленны и не имеют никакого содержания, кроме формального. Но это не случай «Билли Бадд» тут смысл весьма и весьма глубок. При этом, что вообще не вероятно, основной смысл произведению придала работа автора либретто- Э.Форстера. Не случайно он один из главных английских писателей. Сама компоновка принадлежит именно ему и то, что «Звездный Вир» не погибает, а остается жить до старости вообще приближает его к образу Пилата и наводит на подозрения, что Булгаков своего Пилата заимствовал именно у него. В этом смысле Форстер украсил последний роман Мелвилла, который увидел свет сильно после смерти автора только в 1924 году.
Остается сказать, что сама опера построена очень нетрадиционно. Мудрый капитан Вир – тенор, а не бас, как обычно бывает у главного героя. Билли Бадд баритон, а вот злодей Клэггарт бас. Я не знаю больше ни одной оперы, где такое распределение героев по голосам. Стоит так же отметить, что на сцене нет ни одной женщины, что тоже для оперы не характерно. Однако, все это произведение только украсило. Я был удивлен, как точно передается образ аристократа Вира- тенором, как соответствует этому тону размышление о высоком. Простецки же парень Билли Бадд поет баритоном, тембр, который является естественным для большинства мужчин, что тоже образ только раскрывает.
Отдельно скажу о декорациях, это тот самый редкий случай, когда они в Большом театре уместны. Обычно декорации создают для уворовывания денег, а тут все очень по-европейски, красиво, разумно и функционально.
Сам театр не изменился. Новая сцена Большого театра — это место, которое подтверждает, слова Алексея Серебрякова, что хамство — это основная национальная идея России. То, что билеты проверяют три раза уже, не вызывает протест, Россия не Чехия и по-хорошему нельзя, народ тут дикий. Но то, как досматривают при входе вызывает просто недоумение! Хотя россияне все же не совсем готовы к человеческому обращению. Например, когда герои оперы ругали французов весь зал, ликовал! Когда же Билли Бадд прощался с торговым судном «Права Человека» откуда его захватили для службы на военном корабле, а офицеры восприняли его слова, как подстрекательство к бунту и стали говорить, что права человека — это зло… Зал согласно кивал.
Вообще в опере из жизни Британии 18 века я увидел современные реалии России, как и в романах Пере-Реверто «Из Серии капитал Алатристе» в Испании. Россия действительно в развитии населения отстает лет на триста от цивилизованного мира. Армия 18 века на корабле в основном занята мытьем полов. Не для кого не секрет, что призывная Российская и Советская Армия 100% времени тратит на уборку помещений и прилегающих территорий, извините не к 23 февраля эта правда, но факт. Как тогда в Британии, так и теперь в России офицеры заняты стравливанием солдат… В общем опера не совсем об этом. Но мысли у меня родились такие. Конечно, важнее размышлять о суде и Возмездии, но оставим это на потом.