Для меня, как, наверно, для многих или даже целого поколения зрителей, «Борис Годунов» ассоциируется с постановкой Малого театра с великолепным Соломиным в главной роли. Я смотрел его несколько раз и наполнялся патриотизмом и гордостью за Россию. Собственно, Малый театр, безусловно, трактовал Пушкина так: Борис Годунов ради России убил ребенка. Это было хорошо и правильно, потому что такая уж Россия страна, что ради нее нужно убивать детей. Будучи впечатлительным человеком, он не справился с нервами и обрек страну на беду. Типа: правители, убивайте детей, но нервишки успокойте — и всё у вас получится! Пушкина я читал еще ребенком и с такой трактовкой был согласен. Россия — такая важная штука, что убивать ради нее можно, думал я в возрасте лет тридцати. Каюсь: был глуп.
Трактовка Питера Штайна совершенно неожиданная. Борис Годунов предстает в ней реальным человеком, а не реликвией и предметом гордости. Убийство царевича Дмитрия он совершил не из любви к Родине, а из любви к власти. Человек он не очень хороший и только на фоне идиота Ивана Грозного может казаться здравомыслящим. Сыну он и вовсе завещает вернуть пытки и массовые убийства, потому что народ только это и любит (тут, правда, я согласен: если россиян не убивать, они расстраиваются и плохо себя чувствуют). Годунов не симпатичен совсем — возможно, потому, что на эту роль зачем-то пригласили Владимира Симонова из Вахтанговского театра. Боярин Шуйский мне приятен, мил, и с этого человека в России надо «делать жизнь». Хотя, может быть, просто потому, что главная звезда театра Калягина — Владимир Скворцов — сыграл эту роль с блеском!
Симпатии мои точно были на стороне Григория Отрепьева, и князь Курбский, который погиб в бою с московским войском, и предавший боярин Скуратов не кажутся предателями. Слова же героев «Удавим Борисова щенка» показались мне революционными. Мало кто помнит, что именно Борис Николаевич Ельцин привел Володю за руку и посадил на престол. Жаль, что не нашлось бояр, которые помогли выпить яду, как помогли Годуновым. Хорошо удался режиссеру народ — оборванный и бессмысленный, волнующийся, кто будет ими править, больше, чем как будут это делать. Тонко сыграна шляхта, хотя тут не обошлось без глупого русского ура-патриотизма. Хотя основные победы русских над поляками приписаны немцам. Бояре и вовсе выглядят, как татары. Показана полиция — прямо как современная. Видимо, все реформы МВД с 1612 года потерпели крах и полицейский как был трусливым вором, так и остался. Собственно спектакль отчетливо подтвержает мысль, что Россия проклятая земля и надо уезжать, хоть в Британию, хоть к чету на рога, хоть чучелком, хоть тушкой, как говорил попугай из одного анекдота.
Спектакль красив; задействовано две боковые сцены, причем весьма уместно и очень показательно. В них разворачиваются сценки из жизни. Вообще в спектакле около 25 сцен, которые постоянно меняются. Множество актеров — только со словами их около 60! Зрелище эпическое, как и цена на билеты.
Рекомендовать этот спектакль поздно: как я понимаю, его можно увидеть только в следующий театральный сезон. В июне анонсировано 4–5 спектаклей — попробую посетить еще один.