Московский театр "Et Cetera". Спектакль "Борис Годунов».

Московский театр "Et Cetera". Спектакль "Борис Годунов».
23 июнь 2015
Оцените материал
(117 голосов)

Посетил вчера главную премьеру сезона театра «Et Cetera» под управлением А. Калягина «Борис Годунов» (режиссер-постановщик Петер Штайн). Художник-постановщик, художник по костюмам и свету — тоже иностранцы. Это, возможно, во многом определило, что спектакль длительностью 2 часа 50 минут смотрится на одном дыхании и после окончания производит впечатление настолько оглушительное, что зрители и аплодируют-то вяло. Реально сильное по своему воздействию зрелище заканчивается, как положено, сценой «народ безмолвствует» так неожиданно и без пафоса, что хочется продолжения. Видимо, потому, что я не часть этого народа и безмолвствовать не привык.

Для меня, как, наверно, для многих или даже целого поколения зрителей, «Борис Годунов» ассоциируется с постановкой Малого театра с великолепным Соломиным в главной роли. Я смотрел его несколько раз и наполнялся патриотизмом и гордостью за Россию. Собственно, Малый театр, безусловно, трактовал Пушкина так: Борис Годунов ради России убил ребенка. Это было хорошо и правильно, потому что такая уж Россия страна, что ради нее нужно убивать детей. Будучи впечатлительным человеком, он не справился с нервами и обрек страну на беду. Типа: правители, убивайте детей, но нервишки успокойте — и всё у вас получится! Пушкина я читал еще ребенком и с такой трактовкой был согласен. Россия — такая важная штука, что убивать ради нее можно, думал я в возрасте лет тридцати. Каюсь: был глуп.

Трактовка Питера Штайна совершенно неожиданная. Борис Годунов предстает в ней реальным человеком, а не реликвией и предметом гордости. Убийство царевича Дмитрия он совершил не из любви к Родине, а из любви к власти. Человек он не очень хороший и только на фоне идиота Ивана Грозного может казаться здравомыслящим. Сыну он и вовсе завещает вернуть пытки и массовые убийства, потому что народ только это и любит (тут, правда, я согласен: если россиян не убивать, они расстраиваются и плохо себя чувствуют). Годунов не симпатичен совсем — возможно, потому, что на эту роль зачем-то пригласили Владимира Симонова из Вахтанговского театра. Боярин Шуйский мне приятен, мил, и с этого человека в России надо «делать жизнь». Хотя, может быть, просто потому, что главная звезда театра Калягина — Владимир Скворцов — сыграл эту роль с блеском!

Симпатии мои точно были на стороне Григория Отрепьева, и князь Курбский, который погиб в бою с московским войском, и предавший боярин Скуратов не кажутся предателями. Слова же героев «Удавим Борисова щенка» показались мне революционными. Мало кто помнит, что именно Борис Николаевич Ельцин привел Володю за руку и посадил на престол. Жаль, что не нашлось бояр, которые помогли выпить яду, как помогли Годуновым. Хорошо удался режиссеру народ — оборванный и бессмысленный, волнующийся, кто будет ими править, больше, чем как будут это делать. Тонко сыграна шляхта, хотя тут не обошлось без глупого русского ура-патриотизма. Хотя основные победы русских над поляками приписаны немцам. Бояре и вовсе выглядят, как татары. Показана полиция — прямо как современная. Видимо, все реформы МВД с 1612 года потерпели крах и полицейский как был трусливым вором, так и остался. Собственно спектакль отчетливо подтвержает мысль, что Россия проклятая земля и надо уезжать, хоть в Британию, хоть к чету на рога, хоть чучелком, хоть тушкой, как говорил попугай из одного анекдота.

Спектакль красив; задействовано две боковые сцены, причем весьма уместно и очень показательно. В них разворачиваются сценки из жизни. Вообще в спектакле около 25 сцен, которые постоянно меняются. Множество актеров — только со словами их около 60! Зрелище эпическое, как и цена на билеты.

Рекомендовать этот спектакль поздно: как я понимаю, его можно увидеть только в следующий театральный сезон. В июне анонсировано 4–5 спектаклей — попробую посетить еще один.

 

Прочитано 2682 раз Последнее изменение 04 фев 2016

1 Комментарий

  • Алиса Котова 25 дек 2017 написал Алиса Котова

    Иногда в театре так перерабатывают оригинал, что не чувствуется изначальная задумка автора. В Борисе Годунове порадовало бережное отношение к оригинальному тексту. Не было никаких авторский идей, которые кардинально меняли суть произведения. Все было как надо.
    Спектакль смотрится на одном дыхании, несмотря на то, что идет повествование о достаточном сложном периоде.
    Декораций не очень много, основное внимание приковано к игре актеров. Наверное, это правильно. В спектакль подобраны прекрасные актеры, которых хочется смотреть и слушать.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены