Версия для печати

Академический театр имени Б. А. Покровского. Опера. И. Стравинский. "Похождение повесы".

Академический театр имени Б. А. Покровского. Опера. И. Стравинский. "Похождение повесы".
21 янв 2016
Оцените материал
(106 голосов)

Послушал в Академическом камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского оперу Игоря Федоровича Стравинского «Похождение повесы». Собственно говоря, мои музыкальные пристрастия легко понят по трекам, которые живут в моем телефоне. Это три симфонии Малера (Берншнайн, но и Кирилл Кондрашин вполне прилично сыграл третью симфонию, например, хотя вот 8, конечно Берншнайн), Гершвин, Стравинский и Григ с Брамсом. Излишний романтизм Малера (Стравинский все время его пинал за романтику и называл «местами плохим Чайковским») мне близок, а суровость Стравинского скорее пугает, но….

В этом смысле суровая и довольно травмирующая музыка Стравинского, конечно в части оперы приемлемая все же меня пугала. Опера «Похождение повесы» манила меня, еще когда ее ставили в «Большом Театре», но тогда я не смог ее послушать. Кроме Стравинского в ней есть еще и Оден, да именно либретто написано Уистаном Оденом, который, как известно любимый поэт Иосифа Александровича Бродского. Театр привлекает своими размерами и домашней обстановкой, тут нет случайных людей и нет некоторого налета «мелобуржуазности», которое имело место, например, в Геликон-Опера времен, когда театр располагался в помещении дома медицинского работника. Все очень и очень адекватно, и хождение актеров по залу и пение «с мест» не кажется режиссерскими глупостями. Мы будем рассказывать о спектаклях этого театра регулярно, например куплены билеты на «Мавру» того же Стравинского.

Собственно само пение, как мне показалось, вступает в некий диссонанс с музыкой, но довольно быстро ухо понимает, что это дает и невиданный резонанс. Стравинский довольно жесток и пение эту жесткость превращает в прекрасное и довольно красивое явление. Послевкусие длиться и несколько дней не оставляет вас в покое, давая пищу для глубоких размышлений и переживаний. Главную партию Тома Рейкуэлла пел Борис Молчанов, мне показалось, что делал он это прекрасно. Ника Шэдоу пел Алексей Морозов, но тут не все так просто, его партия более сложна и голос не всегда радовал красотой, хотя все было безупречно, а оттенки голоса вещь не простая и довольно субъективная. Главным же украшением вечера стала партия Энн с которой прекрасно справилась Екатерина Ферзба. Следует отметить и артистичность исполнения драматических партий, часто в опере подходят к актерской игре формально, но это не тот случай. Мне очень понравилось и молодой дирижер Д.Крюков, вполне справлялся с оркестром, хотя временами фагот вел себя не скромно, хотя это ведь Стравинский…

2
3
1

Сюжет оперы, как и всякой оперы великой, а «Похождение повесы» - безусловно, великая опера вечен. Дело даже не в том, что все происходит в моей любимой Британии. Это размышления о смысле жизни и о том, как этой жизнью следует распорядиться. Опера, не смотря на вполне назидательный финал, не дает ответа однозначного и тем самым будет актуальна пока жив человек. Собственно сюжетная линия такова:

- Молодой человек начинает карьеру и получает в невесты прекрасную девушку, но тут на него сваливается богатство и он отправляется в Лондон и погружается в его развлечения. Сцена в публичном доме прекрасна, но к сожалению без Геликоновского эротизма (может потому я послушал все их спектакли?)

- Дальше он женится на бородатой женщине-турчанке. Интересно православные патриоты к этому как? Была же некая певица, которая оказалась символом превосходства православия над Западом (я правда не понимал, как быть с тем, что православию россиян научил Запад, хотя благодарность для россиян не важна). Она была, или он- кажется мужчиной с бородой? Что тогда не так? Или она была в платье и с бородой… Но ведь православные попы ходят в платье? В общем женщина с бородой у Стравинского. Далее он расторгает помолсву с девушкой Энн и пускается в авантюры, полностью разорившись.

- Далее самое приятное. Это слуга и разоритель-совратитель Ник Шэдоу оказывается дьяволом. Они играют в карты. Забавно один из постановщиков этой оперы был Игнмар Бергман, помните его сцену в «Седьмой печати» интересно, как он эту игру увидел тут? К удивлению Том выигрывает и его слуга-дьявол уходит в ад, но перед этим лишает рассудка Тома. Далее умильная сцена прощания Тома и Энн и его смерть.

Собственно писать об опере очень трудно и сюжет в целом не имеет никакого значения. Музыкальные решения или повороты и скорее развитие темы и то, как они соотносятся с голосом и вокальной партией вообще- главное, что заставляет сердце биться. Я был очень и очень рад, что открыл для себя оперы Стравинского и этот замечательный театр.

Прочитано 2506 раз Последнее изменение 05 фев 2016

2 комментарии

  • Алиса Котова 21 янв 2018 написал Алиса Котова

    Не знаю.. не особый знаток, на что именно надо обращать внимание на опере. Для меня все-таки это целостное проивездение - музыка + актеры + декорации.
    И в принципе я не разочарована в этом сочетании. Декорации мне были по нраву. Причем это не просто декорации, а декорации со смыслом.
    Актеры тоже не подвели. Хорошо играли, пели, было приятно наблюдать за ними. Больше всего порадовала музыка, а точнее ее исполнение. Чистая и слаженная игра, без всяких отсуплений.
    Так что опере ставлю 5

    Пожаловаться
  • Кирилл Азимов/make papper 13 апр 2016 написал Кирилл Азимов/make papper

    На сюжете, как на сердцевине, я не фокусировался...я больше по теме музыки... в спектакле она главная и единственная! Гениальная!
    Остается лишь смотреть и наслаждаться!

    p/s/ с 19 января 2016 года перестали давать данных о выпуске
    странно

    Пожаловаться