Версия для печати

В. Маканин. "Асан".

В. Маканин. "Асан".
11 дек 2017
Оцените материал
(126 голосов)

Перечитал роман Владимира Семеновича Маканина «Асан». Сам по себе данный факт примечателен тем, что я не перечитываю романы российских писателей. Не потому, что я вот такой… Нет совсем, вынужден признаться, что я около десяти раз прочитал роман Войнич «Овод»- видимо отсюда у меня такая яростная ненависть к христианству и «Мартин Иден» Лондона- не знаю, что мне это дало…

Это в общем вполне заурядные произведения и чем уж так они отзывались в моем детстве, когда слезы лились не от диабета, как сейчас, а от эмоций я не знаю. Повлияло ли на меня то, что Маканин умер или нет я не знаю. Наверно повлияло, но вдруг захотелось прочитать еще раз этот большой роман о компромиссах из современной жизни от человека, который описал лучше многих, если не всех то, что называлось «совком» и «застоем». Теперь вот хочется перечитать «Андеграунд, или герой нашего времени», но пока держусь, этот роман мне так дорог, что я оставляю его на потом.

Я писал о впечатлениях от его романа «Один и Одна», писал о сборниках рассказов «Река с быстрым течением», «Удавшийся рассказ о любви». Писал может быть с излишней злобностью, но я люблю его прозу и уважаю позицию, которая мне не совсем близка, но уважаю. Что-то было в этом авторе такое чего теперь не встретить у писателей. Наверно каждое поколение так говорит о своих духовных вождях, но Тургенев остается навсегда потому, что он писатель, а не схематозостроитель, как Достоевский с питерщиной в башке. Маканин останется, даже когда Кадыров станет президентом России и русский язык коренные узбеки и киргизы будут воспринимать, как греческий и латынь в Российских школах до революции. Подобное будущее в общем уже неизбежно и не пугает, скорее веселит той самой веселостью, что присуща героям Маканина.

Роман описывает историю жизни обычного майора интенданта. Складского человечешки, времяша на складах ГСМ. Его оставили перед первой чеченской войны и так и забыли на складах до приближающегося конца второй чеченской войны. Складарь это судьба- вы уж поверьте мне человеку, который несет на себе клеймо складского логиста последние лет пятнадцать своей жизни не зависимо от того, чем занимается. Нет симпатии к герою у меня возникли не от того, что я почувствовал к нему близость. Вообще мои впечатления, как мне, по крайне мере кажется, никогда не исходят из выискивания в литературных героях чего-то от себя. Майор пережил нашествия Дудаева, когда изнасиловали его последнего солдата их охраны и забрали со складов все. Дудаев кстати и дал ему первые пару тысяч долларов. Понятно, что он строил свой бизнес и много лет брал себе каждую десятую бочку, что доставлял в воинские части по горным дорогам. ГСМ он не просто продавал, но как-то пристраивал среди местных жителей и получал не только деньги, но сведения и уважение. Помогал выкупать солдат из плена. Чем занимались наши доблестные ФСБ при том при всем? Да ничем. Хорошо узнаваемая история журналистки, которую пленили чеченцы и прочее тому свидетельства.

Интересные отношения между чеченцами и русскими. Я много времени провожу в бывшим полковником ФСБ. Наверно нет у меня более частого собеседника. Я его люблю, мы много лет не разлей вода. Он хороший и честный человек, который так же, как и я совершенно офигивает от того, что творят коллеги и даже не хочет в это верить. Будучи мягким человеком, он пытается изображать звероватость… Как у Маканина диалоги русских и чеченцов про наших и ваших, когда убивают полевых командиров или взрывают колоны… Так и мы с ним толкуем о либерастах и гебье. Болеем за своих, но при этом понимаем, что наш мир, он наш и в общем стрелять мы будем в окружающих, а не друг друга не зависимо от их принадлежности, ну я-то точно. Идей кроме человеческой привязанности у меня нет. Такой мир мы видим и в романе.

Герой романа, упрекну Маканина получился плоский. Он не описал никак его быт и обычную жизнь, что ел, где спал. Это важно и удивительно, что одинокий человек не написал это о другом одиноком человеке. Секс в романе тоже совсем в скользь. Солдатская мать, которая так благодарит за спасенного сына. Где герой скорее, чтобы ее не обидеть это делает и не состоявшийся расчет за ГСМ с помощью красавицы посыльной. Мне мало того героя, что дал Маканин и я понимаю, что он хотел и мог написать больше, но время деньги.

Нелепая смерть от пули контуженного солдата, который увидел деньги. Этого солдатика герой спасал в том числе и тем, что эти деньги брал. Странные генерал-читатель, которого продали чеченцам свои и, которого даже хоронить было никак… Так же, как его изобретение слово Асан- чеченское тотемное божество, мы оставим для размышления читателям.

Остается передать привет тейпу зумсой, я помню сколько-то его имен, но боюсь мало. Ну и подумать, молча о том, разочаровал ли Маканина, как Сорокина постсоветский человек больше чем советский или нет.

Прочитано 2116 раз Последнее изменение 14 дек 2017

1 Комментарий

  • Алиса Котова 24 янв 2018 написал Алиса Котова

    Мне кажется, что аннотации к книге слишком преувлечена, слишком рекламная что ли. Поэтому и возникают некоторые вопросы при прочтении самой книги. Аннотация к книге говорит, что автор чуть ли не закрыл чеченкий вопрос. Но как он может сделать? Если только в фантазиях своих, он же вообще не политик и никак не причастен к войне.
    Хотя.. его книга как раз о какой-то другой войне, может быть он ее и закрыл. С одной стороны, это можно считать фантастикой, но с другой - автор заявляет нам о Чечне. И получается, что здесь что-то не так. Фантастические наработки автора можно было бы оценить, если бы не было ассоциации с реальными действиями, которые автор якобы хотел описать.

    Пожаловаться