Версия для печати

О. Брезгин "Сергей Дягилев".

О. Брезгин "Сергей Дягилев".
27 окт 2020
Оцените материал
(10 голосов)

Прочитал книгу Олега Брезгина «Сергей Дягилев». Книга издана в серии «Жизнь замечательных людей». Наверно это наложило свой отпечаток на данное повествование. Мы уже рассказывали о нескольких книгах, которые были посвящены Сергею Павловичу Дягилеву. Эта книга написана явно исходя из заказа «редакции» и ничего, кроме желания отработать заказ ее автор не преследовал.

 

Видео впечатления об этой книге тут https://www.youtube.com/watch?v=3B_fjtM-1qI&list=PLgYZnycgvTKRdiT4oQdqirVp44IB93ett&index=10

Тем не менее он описал хорошим русским литературным языком все то, что прочитал в тех самых двух-трех источниках, о которых мы вам рассказали.

В книге вы не найдете никаких новых фактов и никаких новых идей. Разве, что подобраны довольно подробно негативные высказывания в отношении первого биографа Сергея Павловича- Сергея Лифаря. Серж Лифарь безусловно фигура не простоя и совсем не однозначная. Более того, то, как подает свою жизнь и свое близкое знакомство с Дягилевым является лучшим подтверждением его не совсем честной литературной работы. Хотя справедливости ради, стоит отметить, что он свой труд разделил на две части- «Дягилев» и «С Дягилевым» тем самым отделил свои личные отношения и историческую справку о персонаже Дягилева. Не думаю, что кто-то раскрыл образ Дягилева, все биографы так или иначе писало об образе персонажа. Дягилев настолько странная и сложная персона, что осмыслить ее уже наверно не реально ни для кого.

Если быть честным, то работа Сержа Лифаря «Дягилев», как мне кажется, определила все последующие книг о Сергее Павловиче. Уже и потому, что другие авторы не знали лично своего героя и были отделены от него стеной времени. В этом смысле Шейна Схейна, автор самого полного биографического исследования «Сергей Дягилев. Русские сезоны, навсегда» остается не превзойденным из тех, кто писал о Дягилеве на основе архивов. Брезгин даже близко не приближается к нему не по глубине не о попытка осмысления.

Например, довольно странные заявления Брезгина о том, что история о том, что в Дягилеве течет кровь Петра Первого не получила никаких подтверждений в рассказе о родственниках Дягилева по линии Дягилевых. Он подробно исследует все корни Пановых- мачехи Дягилева, но практически не затрагивает Евреиновых и родственников матери Дягилева. Мать безусловно умерла почти сразу после родов, но тем не менее оказала влияние на сына не только своей генетикой, но и самим фактом своей смерти, хотя узнал о том, что его мать ему не родная Сергей Петрович уже в довольно позднем возрасте. Так вот Евреиновы, возможно, являются веткой незаконнорождённых детей Петра Первого, что подтверждается архивными материалами. Подобных заявлений Брезгин делает много. Заниматься их выявлением и анализом мне совсем не хочется.

Тем не менее я не просто прочитал эту книгу, но и написал этот текст. Причины думаю понятны каждому. Если говорить о мировой истории балета, то 19 век — это безусловно век Дягилева. Возможно, впервые в истории балета, да и вообще искусства на первый плав вышел не исполнитель, не хореограф или композитор, но бизнес-организатор. При этом это не был Король Франции, который создавал моду на балет и формировал его, как самостоятельное искусство, которое исторически только сопровождало оперу. Это был человек, который балет, родившийся во Франции и Италии, и укрылся от буржуазных революций в России- вернул его снова в Европу. Причем без копейки государственных денег, более того в ситуации агрессивного противодействия Кшесинской и многочисленным великим князьям, которые были ее фаворитами, простите за откровенную оценку убогой семейки Романовых.

Для меня Дягилев интересен необычайно, и я боюсь, что когда-нибудь в мир выйдет моя монография с исследованием его не столько биографии, сколько творчества. При этом под творчеством Дягилева я не буду подразумевать финансовые отчеты его русских сезонов. Не буду считать главным в его творчестве умение доставать деньги. Если быть честным стоит заметить, что первые балетные сезоны Дягилева, которые поставил Михаил Фокин, были в коммерческом плане более чем достаточны. Показывая десяток балетов Фокина типа «Шахеризады» Дягилев мог бы зарабатывать денег даже больше, чем ставя каждый сезон пять премьер, меняя хореографов и создавая скандалы, часто терпя убытки, которые до конца жизни оставались его главным состоянием. Что двигало Сергеем Павловичем, в чем он находил смысл? Почему много численные наследники, которые разлетелись по миру и определили облик современного балета так и не смогли повторить невероятный блеск его сезонов…

Прочитано 994 раз Последнее изменение 05 март 2021