Видеовпечатление от романа https://www.youtube.com/watch?v=OwTjMpTK9PQ&list=PLUsmZ_QWN7kMS4I7KDU_rgcZ_FkJIHWIU&index=39
Романы Филипа Рота являются для меня чем-то особенным. Не случайно читатели этого проекта знакомы с моими впечатлениями и от его ранних работ типа «Случай портного» или «Моя мужская правда» и от поздних типа «Театр Шаббата» и «Немезида». Филип Рот автор, творчество которого проникает в сознание и больше никогда не отпускает, ты оказываешься в его эмоционально плотном мире и погружаешься в истерику и депрессию, в которой живут герои романов. Часто угадываешь автора и понимаешь, что его боль выплеснута на страницы и ты не просто читатель- соучастник. Не случайно говорят, что прошлое это вероятность и только переживания делают его таким или другим. Мне кажется, что я не прочитал и прожил его романы и это своего рода терапия или нет.
В центре повествования поездка автора на вечер встречи выпускников. Там он общается с теми, с кем когда-то лет 40 назад учился в школе. Его ждут открытия в виде одноклассников, которых он не помнил, но которые помнили его (твой отец так много для меня значил, он говорил о пользе образования, а мой просто хотел, чтобы я стал чистильщиком обуви на вокзале). Ему открывается тайна почему девушка, которую он любил 40 лет назад не позволила расстегнуть ему свой лифчик (она не хотела, чтобы тот увидел, как бедно они живут и что ее брат спит на кухне с мамой). Вспомнил, он и как ходил играть в настольный теннис в богатый дом. Вспомнил и самого популярного мальчика в школе по прозвищу Швед. Да много всего может вспомнить человек, который жил с разными людьми свою жизнь лет сорок назад. Далее он общается со Шведом и тот просит его написать об отце. Не понимая ни мотива, ни смысла герой романа погружается в то, что было жизнью Шведа.
От брата он узнает, что встреча была последним, что сделал брат перед смертью и рассказал он ему не все. Счастье и сыновья от второго брака все это не имело никакого значения, хотя он говорил именно об этом. Значение имела его дочь, которая стала террористки. Переживания отца, который утратил ее, который вместе с ней утратил свою жизнь. Он был самым светлым и успешным, все было в его жизни прекрасно, жена Мисс Штата, процветающий бизнес, который он наследовал от отца и развивал его крайне успешно. Уважение и положение в обществе, все это стало не важно после того, как его маленькая дочка- смысл жизни и надежда… Как больно и мучительно переживать все то, что переживал Швед, как страшно понимать, что стремление к идеальности ничего не дают. Жить так, как от тебя ждут, помогать все и во всем следовать ха «американской мечтой». В 45 оказаться в ситуации, когда жить не зачем и не чем…
Нет это не про меня, хотя я примеривал на себя «Шурика» Л.Улицкой. Это про меня потому, что про всех. Жизнь часто бывает такой странной и в ней так трудно и так больно найти маленький просвет, в котором не будет ничего болеть, хотя болеть, конечно будет то зуб, то колено, а уж душа. Как нужно поступать и как нужно жить? Кому нужно и как? Книга не дает ответы и даже вопросы не ставит. Хотя финальная сцена, в которой отец Шведа пытается воспитывать и отучать от алкоголя жену любовника жены сына много говорит. Не стоит думать о себе слишком много. Не стоит верить в то, что ты знаешь, что хорошо. Америка злаками третьего поколения тех, кто начал в ней все с нуля и всего добился, но не смог понять главного.
Нет смысла к чему-то стремиться и чего-то добиваться. Нет смысла делать все правильно. Ну, а что надо делать? Просто жить?! Попробуй, если сможешь. Но не сможешь. Читать романы Филипа Рота всегда больно, неприятно и настроение портится на неделю, не знаю зачем он пишет такие гнусные книги и тем более не знаю зачем я их перечитываю. Советовать это читать? Особенно тем, кто каждый день молит, что бы у дочери все было хорошо… К чему еще надо быть готовым? Больно, значит живой. Не хочешь боли- готов к смерти, но можно ли быть к ней готовым и что ждет нас там за чертой в 45? Я но знаю и Швед узнал.