В. Херцог. "Уроки темноты".

В. Херцог. "Уроки темноты".
05 апр 2016
Оцените материал
(101 голосов)

Посмотрел фильм Вернера Херцога «Уроки темноты» (1992). Режиссер Вернер Херцог яркое явление в немецком, да и в европейском кинематографе. Он разносторонне одаренная творческая личность. Мы знаем десяток его книг, кроме фильмов он ставит оперы. Широко известны и его актерские работы. Трудно найти более немецкого деятеля культуры. Возможно это связано с тем, что родившись во время второй мировой войны от матери из Югославии он до 13 лет не видел телефона. Хочется сказать, что я родившийся в 40 километрах от ближайшей железной дороге и проживший там до 18 лет хорошо понимаю, что все это значит для развития человека и его последующего мировосприятия. Кроме прочего он проживал в одной квартире с актером, который сошел с ума и это тоже несомненно наложило на него свой отпечаток.

Фильм снят в жанре псевдодокументального кино, но это совсем не тоже самое, что фильмы другого немецкоязычного режиссера Ульриха Зайделя. Его фильмы скорее не игровые в полном смысле. Особенно «Уроки темноты». В них нет никаких актеров, единственно привнесенное в документальные кадры это голос самого Херцога. Он рассказывает о том, что мы видим на экране и берет интервью у участников событий. Фильм описывает последствия Кувейтско-Иракской войны и демонстрирует ужасы на нефтедобывающих промыслах. По сути дела, это то, что скоро предстоит пережить и Крыму. Оккупация Россией Крыма, а после признание не законным референдума в ООН, фак оккупации не подлежит сомнению это второй факт захвата чужой территории. Первый факт захвата территории, это попытки Ирака присоединить к себе часть Кувейта. В фильме нигде не говорится о месте съемки и о том, какая война стала основой для съемок, но пейзажи и описываемые события не оставляют сомнений.

Личность Вернера Херцога безусловно крайне интересна и мы будем рассказывать о впечатлениях от просмотра его фильмов и дальше. Поэтому остановимся на его биографии подробно. Обстоятельства рождения и детсва Вернега мы уже описали. С 13 лет он пошел работать сварщиком на сталелетейный завод и на заработанные деньги попытался снимать кино, его даже запустили в производство, но как только узнали, что автор не совершеннолетний остановили. В 19 лет он поступил в университет Мюнхена и тогда же запустил свой первый фильм. Хорошо понимая, что помощи ждать не от куда он всего добивался сам. Краткий визит в Америку его не вдохновил и 28 лет он снимает фильм «И карлики начинали с малого». Фильм этот хоть и был запрещен в Германии принес ему широкую известность и широко обсуждался во всем мире. Фильм показывал бунт в колонии лилипутов. Все увидели в нем аллегорию на политическую жизнь. Довольно забавно! Депутатов современной России даже лилипутами в моральном смысле не назвать и они точно не способны к бунту. Есть ли дно в том, что происходит в России? Через два года он вместе с тем самым психически больным актером, с которым жил в детстве отправился в джунгли Амазонки и почти без денег снял фильм о конкистадоре Лопе де Агирре. Фильм «Агирре, гнев божий» стал признанным шедевром и сделал Херцога настоящей звездой. Осмысление истоков фашизма в этом фильме потрясает! Далее последовал фильм «Каждый за себя, а бог против всех» где осмысливалась история Каспара Хаузера и в главной роли был актер найденный в психиатрической лечебнице. Потом последовало несколько фильмов и за «Фицкаральдо» Херцог получил Золотую пальмовую ветку в Каннах. За фильм «Бремя мечты» он получает BAFTA. Далее следует голливудский период его творчества и работа со звездами типа Тома Рота и Николаса Кейджа.

Возвращаясь к фильму стоит отметить, что он разбит на 13 глав. В нем использовалась съемка с вертолетов аварий на нефтяных месторождениях. Он показывает интервью с людьми, которые пережили смерть близких и от этого утратили желание говорить. Возможно это и произвело бы впечатление на западного зрителя, но мы в России привыкли к насилию. Насилие и смерть для россиян стало нормой. Ежедневно от полицейского произвола погибают десятки людей и никому до этого нет дела. Террористические атаки в России унесли жизней больше чем в любой другой стране, но это никого не волнует. Разгул преступности 90-х годов сменил разгул преступности правоохранительных органов. Поэтому то о чем говорят в фильме не может тронуть россиян, это просто наша жизнь.

Съемка пожаров на нефтяных промыслах меня тоже как-то не впечатлила, как и картины разрушений которые дала война. Опять же мы слишком привыкли к войне и насилию. Как сказала последний рускоязычный нобелевский лауреат С.Алексеевич- россияне всегда воевали и никогда не жили хорошо, они даже не понимают, что такое жить хорошо.

Рекомендовать это кино не могу.

 

Прочитано 2125 раз Последнее изменение 26 апр 2016
Другие материалы в этой категории: « А. Балабанов. "Река". Д. Линч. "Простая история". »

2 комментарии

  • Алиса Котова 13 март 2018 написал Алиса Котова

    Мне нравится смотреть документальные фильм. Но вот не всегда они хооши, иногда хочется их выключить на середине.
    А здесь.. здесь получилось очень интересный фильм, можно сказать на грани художественного фильма и документального. Есть символы, философская напрвленность.
    Режиссер создал нужную атмсоферу в фильме.
    Перед просмотром смотрела аннотацию, было написано, что в фильме практически нет диалог. Это очень заинтересовало...

    Пожаловаться
  • Евгений Лепнин 06 апр 2016 написал Евгений Лепнин

    Франция*
    Великобритания**
    Германия***
    Кто еще мог о таком рассказать с помощью Венеры Херцог. . . . . ..... .. .А если кратко, то в фильме образно рассказывается о последствиях войны и применения тактики "выжженной земли". Будет интересно историкам, обучающимся на исторических факультетах и кому 48+

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены