Версия для печати

В. Аллен. "Зелиг".

В. Аллен. "Зелиг".
26 фев 2019
Оцените материал
(103 голосов)

Посмотрел фильм режиссера Вуди Аллена «Зелиг» (1983). В главных ролях: Вуди Аллен, Миа Ферроу, Патрик Хорган. Фильм получил две второстепенные номинации на «Оскар». Две главные номинации («Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль») на «Золотой глобус». Пять номинаций на «BAFTA» и «Крылатого льва» Венецианского кинофестиваля в номинации «Приз Пазинетти за лучший фильм».

Тем не менее фильм остается одним из самых популярных фильмов режиссера. Как говорят критики фильм снят в жанре мокьюментари. Это псевдодокументальное кино, которое родилось как реакция на то, что документальное кино превратилось в способ манипулирования общественным сознанием и откровенно искажает факты. Фильм «Зелиг» явился этапным для развития этого жанра, по сути именно он открыл ему дорогу к широкому кругу зрителей. В целом это серьезная работа большой команды. Не в последнюю очередь техническая. В фильме много реальных кадров со знаменитостями Америки 20-30 годов. Сама пленка, камера и освещение при съемках тоже аутентичны. Применялись и особые методы состраивания пленки, чтобы создать у зрителя полное ощущение того, что все показанное подлинно. Нам показывают человека с классическим диссоциативным расстройством идентичности, которое, как и положено по законам жанра доведено до абсурда. Главный герой фильма Леонард Зелиг (герой Вуди Аллена) не просто потерял собственную идентичность, он обретает любую идентичность оказываясь в новой среде. Например, оказавшись среди раввинов он моментально отпускает бороду. С неграми он становится чернокожим, а с китайцами азиатом. С французами говорит по-французски и оказавшись среди кардиналов Ватикана получает пропуск на балкон к папе римскому… Его называют человеком хамелеоном и показывают за деньги, как сенсацию. Только один человек одержим идеей его вылечить. Это Юдора Флетчер (героиня Миа Ферроу). Через некоторое время Зелиг оказывается в ее полной власти. Его сестра, которая стала опекуном погибает. В результате она проводит успешное лечение, кроме этого, между ними вспыхивают чувства. Никто не вспоминает, что психотерапевтические ассоциации за такое однозначно дисквалифицируют. Но счастье откладывается. Оказывается, что Зелиг во время своей болезни пачками соблазнял женщин и имеет кучу браков и детей. В результате судебных тяжб он заболевает снова. Далее он исчезает… Находит его Юдора в качестве одного из лидеров нацистской Германии. Они бегут от преследований Гитлера и теперь уже бесповоротно счастливы.

Над фильмом работали:

 Вуди Аллен. Я обещал себе и вам, что отдохну от его работ, но не случилось. Вуди Аллен- наверно один из самых любимых, причем нежно, режиссеров на нашем проекте. Его фильмы: «Мужья и жены», «Мелинда и Мелинда», «Все говорят, что я люблю тебя», «Жасмин», «Элис», «Кое-что еще», «Иррациональный человек», «Колесо чудес», «Светская жизнь», «Пурпурная роза Каира», «Бананы», «Бродвей Денни Роуз», «Мечты Кассандры», «Голливудский финал», «Вики Кристина Барселона», «Полночь в Париже», «Ханна и ее сестры» и многие другие были источниками наших впечатлений. Думаю, что сами за себя. Не подряжаемая манера, которая отточена в огромном количестве фильмов, настолько приятна, что смотреть его фильмы можно даже тогда, когда спать уже нет сил от усталости.

Миа Ферроу, дифирамбы этой актрисе мы уже пели в рассказах о впечатлениях от фильма Р.Полански «Ребенок Розмари» и «Пурпурная Роза Каира» того же Вуди Аллена и, конечно «Ханна и ее сестры», «Элис»,  «Мужья и жены» и даже странной роли «Бродвей Денни Роуз». Тонкая, чувственная актриса в этом фильме играла роль довольно странную, но очень точно сыграла. Женщина, которая способна сказать- милый не возбуждайся я без диафрагмы, способна на все… Золушка и королева или королева золушка, или золушка королева.

Патрик Хорган совсем не такая яркая звезда, как его партнеры по фильму. Он играет роль рассказчика, если, конечно, это роль. Через много лет он появится в фильме Вуди Аллена «Проклятие нефритового скорпиона».

Фильм заставляет задуматься о том, что представляет собой жизнь человека в социуме. Каждый человек сталкивая с огромным количеством проблем и откровенного насилия в своей жизни так или иначе старается выработать у себя реакции, которые позволяют это минимизировать. Отказ от собственного мнения и личности довольно распространенная модель. Достаточно вспомнить основной трамвайный принцип «не высовывайся» на долго, если не навсегда стал главным принципом жизни в России. Если уж совсем честно, то каждый из нас мечтал и даже что там мечтал вел себя, как Зелиг что бы не оказаться в ситуации чужого. По сути, концепция чужого… Ведь главный тест на толерантность как раз и состоит в том, насколько мы готовы принять чужого. В этом смысле показательно, что Зелиг еврей потому, что еврей это всегда и везде чужой. Причем чужой, который поддерживает это всеми мыслимым и не мыслимыми способами.

Кроме того, в фильме важнейшую роль играет роман «Моби Дик» Мелвилла. Подумываю его перечитать.

Прочитано 1434 раз Последнее изменение 03 март 2019