Зайдель, как режиссер мне нравится. Нравится его стилистика, которую критики называют «псевдодокументалистикой». Действительно в игровое кино Ульрих Зайдель пришел из кино не игрового. Причем он всегда работал, а не декларировал в жанре «художественное не игровое кино». Многие документалисты страшно протестуют против деления кино, на документальное и художественное, но Зайдель действительно всегда снимал кино художественное и не игровое. Будем честны, этот жанр в России умирает или и вовсе умер. Достаточно обратиться к материалам нашего сайта о документальных фильмах посвященных Бродскому и все станет понятно. Даже на центральных каналах показывают фильмы бюджет, которых составляет несколько тысяч долларов и все художественные приемы сводятся к бесконечному перемонтажу 4-5 сюжетов. Относительно молодой режиссер, он родился в 1952 году Зайдель первый игровой фильм снял в 2001 году. Успех пришел с фильмом «Импор-Экспорт» он попал в программу Каннского кинофестиваля. Этот же успех повторила картина из его трилогии, о ней мы расскажем отдельно. Сценарии Зайдель пишет в со авторсте в женой. Живет в Вене и на сегодня снял около десятка фильмов. Много шума наделал хоррор «До свидания мама». Не важно о чем рассказывает Зайдель о жизни моделей в фильме «Модели» или о жизни собак в фильме «Собачья любовь» зрителя не покидает ощущение реалистичности происходящего на сцене и живого оголенного нерва.
Возвращаясь к фильму «Импорт-Экспорт» перескажу его сюжет. В фильме есть две линии:
1. Линия украинская. Зайдель явно шокирован тем, что он увидел на территории бывшего советского союза. Бесприютность и уличная торговля, не выплата зарплаты и безнадежный холод в квартирах, отсутствие перспектив. Но все же он не владеет материалом в полной мере. Показывая, как торгуют мясом он не показывает полчища крыс, которые снуют по торговым местам. Никогда не забуду огромных крыс на площади Павелецкого вокзала, которые хозяйничали там после прошенных ящиков и коробов. Показывая больницу он не показывает чудовищную грязь, все его медсестры в чистых халатах! Видели вы чистые халаты в российских больницах? Сексуальное насилие главврача это тоже в России почти норма. Не полная выплата зарплаты и ее задержки на 3-4 месяца норма даже сейчас на большом количестве коммерческих предприятий по все России. Все это рождает недоверие к тому, что он показывает в Австрии. Вот среди всего этого существует медсестра- мать одиночка, красивая мощной бабьей красотой девка. Она ищет заработок и уже соглашается тыкать в себя вибратором под веб-камеру, как получает письмо с приглашением в Австрию. Не рассуждая, она бросается в омут нового шанса, оставляя ребенка на попечение бабушки. Новая жизнь дается ей не просто. Ее просто так изгоняют с двух работ, слишком красивая, слишком заметная… Она в итоге оказывается в доме престарелых обычной уборщицей. Однако, ее бабья сила помогает ей завоевать любовь и пациентов и даже ухаживание медперсонала. Это приводит в ярость австрийских дам более высокого статуса. Драка устроенная австриячкой пресекается нашей украинкой. Понятно, что все в ее жизни будет хорошо. Героиня Екатерины Рак просто олицетворение женской, нет бабьей силы, терпения и выживаемости. Я уверен, она добьётся успеха и улучшит австрийский генофонд. Выбор ее не вызывает сомнения, в Австрии она будет человеком, а в России может быть только шлюхой. В этом смысле помогать людям уезжать в цивилизованный мир и там ассимилироваться- важная задача.
2. Линия австрийская. Непутевый парень, который не может наладить отношения с девушкой, которая правда изрядная сука. Работает охранником. При этом в Австрии охранник это экзотическая работа, которая предполагает тренировки, это не как в России, где охранник последнее прибежище ничтожества. Но и на этой работе он удержаться не может. Попадает в переделку с группой малолетних подонков и его увольняют. Он должен всем и не понимает где взять денег. От этого ввязывается в авантюру со своим отчимом и едет с подержанными игровыми автоматами на Украину. По пути попадает в цыганский шанхай, участвует в отвратительном «концерте с украинскими проститутками» и в итоге решает остаться на Украине. Мы видим его в поисках работы на фоне совершенно Сибирской метели (оставим это на совести Зайделя). Понятно, что он найдет нежную украинскую бабу, которая его обогреет, приласкает и станет он типичным мужчиной для России- безденежным неудачником с тоской в душе. Некоторые ассоциации с фильмом Зайделя "Потери неизбежны"- наводят на странные мысли. Диалог цивилизаций и варварства идет очень странно.
Не хочу ничего говорть больше. Этот фильм стоит того, что бы его посмотрели, пусть вас не пугает его продолжительность в 135 минут. Это приятные минуты в вашей жизни.