Т. Фремо. "Люмьеры!".

Т. Фремо. "Люмьеры!".
26 авг 2019
Оцените материал
(105 голосов)

Посмотрел неигровой фильм режиссера Тьерри Фремо «Люмьеры!» (2016). Причем стоит отметить, что Тьерри Фремо не просто режиссер, а директор Института Люмьер в Лионе и генеральный директор Каннского кинофестиваля. Причем он выступил режиссером, сценаристом, продюсером, монтажером и комментатором. По сути, создал этот фильм сам. Построение фильма довольно простое. Режиссер берет из каталога фильмов Люмьер, а их 1422 фильмы и пытается их классифицировать.

Он цитирует сто восемь фильмов и дает некоторые комментарии по их поводу. Мы живем в эпоху постмодернизма, цитирование становится самоценностью. Вспоминается Бердяев, который рассуждает о том, чем отличается философ от преподавателя философии. Его выводы о том, что профессионально говорить только по поводу чего-то определяя, например место мысли или явлению в генезисе подобных событий и явлений. Любые же попытки говорить что-то, а не по поводу чего-то профессиональными быть не могут. Они являются живым, трепетным и глубоко личным. В этом смысле Тьерри Фремо настоящий сын своего века.

Сейчас трудно вспомнить, что меня подвигло к этому, но я фильм посмотрел. Он построен довольно просто, и я скорее всего запланировал его просмотр в ряду фильмов о выдающихся режиссёрах типа фильма о Михаэле Ханеке, Ингмаре Бергмане и Дэвиде Линче. Братья Луи и Огюст стали родоначальниками кинематографа как искусства и бизнеса. Можно ли их считать режиссерами? Довольно сложно дать ответ. Большую часть их фильмов, фильмов из их каталогов сняли профессиональные операторы и сейчас, скорее всего трудно отделить работу операторскую от работы режиссерской. Особенно в связи с тем, что кино Люмьеров длилось всего 50 секунд. Техника того времени не позволяла делать фильмы больше протяженностью. Какой-нибудь современный режиссер типа Квентина Тарантино не может высказаться быстрее чем за два часа, а вот Люмьерам удавалось произвести оглушительное впечатления за 50 секунд.

Фильм начинается с их фильмов, которым удалось стать совершенно хрестоматийно с «Выхода рабочих с фабрики» (что интересно режиссер обнаружил два варианта этого фильма, что свидетельствует о том, что он бы очень популярен и коммерчески было оправдано снять две версии), «Прибытия поезда» и «Политого поливальщика» (тоже в двух разных вариантах). Далее подробно исследуются другие разделы каталога. Обращает на себя внимание цветной фильм фабрики Люмьер, где кадры были раскрашены вручную. Перед нами предстает американская танцовщица платье которой невероятно меняет цвета. Можно себе представить какое впечатление это производило на зрителя того времени!

Для меня же невероятное и волнующее переживание составила короткая картина, которую процитировали в самом конце. Маленькая девочка вьетнамка с невероятной улыбкой и счастьем, которое, казалось бы, излучает все ее существо бежит на удаляющейся камерой. Комментатор подводит нас к мысли, что практически все базовые приемы работы с камерой и кадром были отработаны тогда, в начале 19 века Люмьерами. Не знаю соглашаться с этим или нет, но в общем фильм, который полностью состоит и фильмов Люмьеров не смотрится скучно или тоскливо. Значит они действительно задали некоторую программу, которая в результате проросла в сознание современного зрителя типа меня.

В целом кино неигровое всегда будет жанром второстепенным и ориентированным на телевидение. Телевидение сейчас превратилось в инструмент пропаганды и утратило полностью вектор интеллектуальный и художественный. В этом смысле смотреть российские неигровые фильмы просто противно. Мы писали о подобных «шедеврах» типа «Бродский. История побега» и прочей низкопробных изделиях. Тот факт, что где-то есть режиссеры, которые могут снимать фильмы просто для того, чтобы рассказать что-то новое и интересное очень и очень радует.

Стоит ли смотреть этот фильм я сказать не могу, это как-раз тот самый случай, когда рассуждать можно по типу «понравилось не понравилось», я терпеть не могу суждений типа «Этот фильм хороший» с обоснованием «мне понравилось. Поэтому я не буду опускаться до этого.

5
4
3
2
1
Прочитано 253 раз Последнее изменение 27 авг 2019

1 Комментарий

  • Олеся Милкова 30 сен 2019 написал Олеся Милкова

    Если вы хотите узнать о братьях Люмьер - это самый лучший документальный фильм о их жизни. После фильма встает все на свои места. Он понравится и просто кинолюбителям, и настоящим профи в этом деле. В фильме нет сложных терминов, чтобы простые смертные все поняли и не рылись в словарях весь фильм. За это спасибо автору фильма.
    Очень много нового узнаешь, даже удивляешься. Но самое главное - многие киноприемы изобрели братья Люмьер. После просмотра фильма можно сделать некоторое сравнение, как было тогда и как сейчас.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены