Собственно, благодаря именно этой схожести и существует феномен европейского кино, гордость и славу которого составляют Дарденны и Майкл Ли. Не случайно в последнее время именно они и создают своими работами основную интригу на главном кинособытии года — Каннском кинофестивале. Каннский фестиваль и Гаагский трибунал. Перефразирую Канта и скажу, что ничто так не занимает сердце россиянина и ничего мы так не ждем, как Путина на трибунале и российского фильма с «Золотой Ветвью».
Сюжет прост: в столярной мастерской, где работают трудные подростки, появляется новый ученик — тот, кто убил сына наставника из-за магнитолы. Смерть сына стала трагедией для мастера: от него ушла жена. Более того, она сообщает ему, что беременна от другого. У женщин всё легко, но у мастера другого сына уже никогда не будет. Не то чтобы я уверен в том, что понимаю переживания героя, но мне кажется, что понимаю. Немногословное напряжение, от которого закладывает уши, — и кажется, что тишина фильма (а фильм очень тихий) просто пронзает… Смотреть за игрой Оливье Гурме (интересно, как Тимоти Сполл смотрелся бы в этой роли), как актер проживает противоречивые чувства от любви до ненависти и обратно в считанные секунды, — это не столько удовольствие, сколько переживание… Я не случайно вспомнил Майкла Ли с его особой работой с актерами над фильмом. В чём секрет Оливье Гурме, даже не знаю…
Он проводит много времени с этим подростком, шпионит за ним… Возможно, он сможет стать его сыном. Насколько это больно и трудно хорошо сыграно — очень хорошо сыграны потеря самого главного и попытки стать человеком. Когда тебе одиннадцать лет и ты убиваешь из-за магнитолы, есть ли у тебя шанс, может ли он быть, должен ли он быть? Вопрос всё тот же, каждый человек пытается ответить себе на него: имею ли я право жить в этом мире, и что я несу в этот мир, и когда боль перестанет быть единственным чувством от этого мира? Позволить себе быть в этом мире — как много стоит за этими простыми словами!
Герой мне кажется очень близким не потому, что я терял сына или способен простить и принять человека, который его убил бы. Не знаю, чем, не понимаю, но игра Оливье, который мне не нравится ни как актер, ни как персонаж, меня предельно раздражает, и если она меня затрагивает — значит, есть в этом образе то, что я не прожил, а вытеснил, и, значит, эта боль еще со мной. Прожить, а не вытеснить, найти силы позволить себе жить после того, что произошло в твоей жизни, — рецепт, возможно, не бесспорный, но работающий.
Над фильмом работали:
Братья Даренн (Жан-Пьера Дарденн и Люка Дарденн). Пожалуй, можно перечислить только их «Золотые пальмовые ветви». «Розета», «Сын», «Дитя», «Молчание Лорны», «Мальчик с велосипедом», «Два дня, одна ночь». При этом номинация только одна- «Неизвестная». Стоит заметить, что у Люка есть номинации без премий, за сценарий они с братом тогда делили обязанности и однажды особый приз был выдан только брату. В любом случае их фильмы широко известны, а они выдающиеся европейские режиссеры. Социальная тематика, которую они поднимают не так резка и груба, как у Брюно Дюмона и поэтому кинофестивали их любят, они позволяют залезть на пальму и не ободрать попку. На сегодня есть новый фильм «Молодой Ахмед», который я пока не посмотрел.
Оливье Гурме. Выдающийся актер, который сыграл в восьми фильмах Братьев Дарденн. Это их главные фильмы. Перечислять особого смысла нет. Самая известная роль Оливье- роль в фильме «Сын». Самая малозначительная в фильме «Неизвестная. Как не странно он получил, кроме «Серебряной пальмовой ветви» только две номинации на «Сезар». Стоит отметить его роль в фильме Одиара "Читай по губам" о котором мы писали.
Морган Маринн. Снялся в четырех фильмах Братьев Дарденн. Это кроме «Сына»- самой известной его роли, еще «Молчание Лорны», «Два дня, одна ночь» и «Неизвестная». Пять раз он играл вместе с Оливье Гурме- кроме названных картин это еще «Безумное затишье» Д.Карбера.
Изабелла Супар- как часто бывает у Дарденнов это актриса сыграла только в одном фильме Дарденнов. Второй ее фильм «Мадонны» М.Шпет последний и на экране она не появляется пости 20 лет.
Это стоит смотреть. Хотя в последнее время от весны или от усталости меня часто наполняет чувство того, что не стоит вообще ничего проживать за героев и с героями фильмов или книг. Жить и так слишком больно. Больно…