Версия для печати

С. Кантор. "Танцовщик".

С. Кантор. "Танцовщик".
24 авг 2018
Оцените материал
(101 голосов)

Посмотрел неигровой фильм режиссера Стивена Кантора «Танцовщик» (2016). Фильм рассказывает историю жизни танцовщика Сергея Полунина. Состоит из интервью и документальных кадров. Это не только и не столько рассказ о балетной карьере Сергея, сколько исследование внутренних мотивов его карьеры и попытки понять почему она так блестяще началась и практически прекратилась в том возрасте, когда танцовщики обычно только приходят по-настоящему в большой балет.

Меня эта история волновала не только тематикой, конечно, мне интересно все, что так или иначе связана с балетом. Я не видел живых выступлений Сергея Полунина, не сложилось как-то, но видел несколько записей его блестящих выступлений. Это и его замечательный, я бы сказал одноактный балет на музыку композиции «Отведи меня в церковь» и конечно, «Фавн»- где Полунин, как мне думается пытается быть Нежинским и «Жизель» Григоровича, где он танцует со Светланой Захаровой (я все еще имею билет на ее выступление и хотя переносили уже дважды верю..) другие. Особенно меня подкупает в Полунине то, что он танцевал в балетах Макмиллана «Манон» партию Кавалера де Грие в Королевском балете (в общем ничего круче сделать нельзя, вообще, а в 20 лет так уж точно) и «Майерлинг» в МАМТ.

Полунин родился в Херсоне. Этот город для меня многое значит, в 8 классе мы ездили туда всем классом и меня поразил мягкий климат и в общем по сравнению с Сибирью очень западный стиль жизни, я с удивлением первый раз попробовал там кофе, который варили из зерен, а не насыпал из банок индийского производства. Прошли годы, и Полунин выступал в родной мне Сибири. Что было между этими годами? Наверное, это и есть самое главное в фильме. Это то, что отзовется во мне и не дает покоя.

Жила была провинциальная семья в Херсоне и вот мама и папа решили, что их сын должен пойти в балет и добиваться там невиданных для семьи успехов. Знакомая история, наши мамы всегда хотели, вернее и моя мама была одержима тем, что я должен чего-то добиваться и куда-то стремиться. Это было самым важным и главным. Глядя на детей, я не желаю им того же. Нет я не против добиваться или стремиться, но ставить ради этого всю свою жизнь на карту не стоит потому, что даже если они выиграют, как Полунин или я в своей игре останется такая боль и пустота, что справится с ней будет нельзя.

Мама поехала с Сергеем в Киев. Папа в Португалию на стройку, а бабушка в Грецию работать санитаркой в доме престарелых. Деньги добывались, и Сергей танцевал. Дотанцевался до Британского Королевского балета, куда его взяли сначала в школу, а потом в труппу, где через два года он стал самым молодым примом. Успех был просто не вероятный. Но успех этот не радовал Сергей. Причины, которые показывает режиссер- распад семьи- папа остался в Португалии и развелся с мамой… Это только видимые причины. На самом деле просто Сергей не успел подрасти, он все время только танцевал. Мимо него прошло и детство, и юность, он просто не сформировался как человек. Отсюда скандалы и наркотики и скоро у него не было выхода, кроме, как вернутся, или открыть для себя заново Москву. Он обеспечивал в Лондоне публику и сделал балет мега популярным, но элитарное искусство не нуждается в такой рекламе. Контракты с ним подписаны не были, хотя танцевал он все еще блестяще, но уже не тянул весь репертуар. Наркотики вещь не самая полезная.

Сергей Полунин оказался в Москве. Выиграл идиотский, как все российские кинопроекты конкурс. В Большой театр его не взяли, и он стал танцевать в МАМТ. Я всегда утверждал, что балет МАМТ интереснее балета Большого театра (особенно сейчас, когда Лоран Ильер задал невероятный уровень), но там нет танцоров типа Лантрова и Васильева. В результате прихода Полунина тогдашний руководитель балета Игорь Зелинский такого танцовщика добыл. Танцевал Полунин и в Новосибирском театре оперы и балета. Понятно, что это не могло закончится ничем хорошим. Тяжелая работа и изнуряющие перелеты не отвечали на вопрос зачем все это. Полунин решает бросить балет и снимает знаменитый клип. Уход из балета не состоялся. Он сейчас приглашенный прим Мюнхенского балета. Но… справится ли он с собой, увидим ли мы его во всем блеске, а ведь он реально по энергетике не уступал Нурееву. Увижу ли я его на сцене все это пока вопросы. Очень хочется, чтобы раздел сайта «Театр», в котором балетные спектакли составляют большую и самую любимую часть пополнится и балетом, где танцует Полунин. Васильев и Лантров там бывают не редко. В любом случае фильмы, где играет Полунин я смотрю и хотя Полунин в них не прим, но чего уж греха таить, при моей не любви к новому кино я посмотрел фильм Кеннета Брана «Убийство в Восточном экспрессе» исключительно ради Полунина и даже собираюсь посмотреть «Красный воробей» Ф.Лоуренс.

Для меня же главное это то, что бывает с теми, кто стремится… кто добивается. Есть всегда опасность, что может не получиться и все будет зря. Но похоже все зря будет в любом случае. Может быть так устроена жизнь, нет насыщения для человека, как говорил Шломо Мелех самый мудрый из людей. Мне больно было это смотреть. Может быть именно просмотр этого фильма дал мне силы посмотреть темный балетный фильм Аранофски «Черный лебедь». Может быть это вообще глубоко личное связанное с тем, что все мы, кто стремился и добивался немножко родня по маме.

Фильм снят приятно, в нем много балетных вставок, где совершенно блестяще показаны великие прыжки Полунина и его невероятная пластика. Нет ни слова о романе с Сомовой. Но зато есть много коллег по королевскому балету. Вообще Стив Кантор снял много интересных фильмов, один из них был даже номинирован на «Оскар» это фильм «Кровные узы. Фотография и жизнь Салли Манн».

Прочитано 1605 раз Последнее изменение 12 сен 2018

2 комментарии

  • Елена Кошевая 23 авг 2019 написал Елена Кошевая

    Полунин очень неоднозначный человек, может быть этим и притягивает. За ним приятно смотреть в плане творчества, но не всегда его понимаешь за пределами творчества.
    Но за смелость ему спасибо. Без смелости о нем вряд ли говорили и вряд ли бы он участвовал в этом фильм.

    Пожаловаться
  • Алиса Котова 31 авг 2018 написал Алиса Котова

    Сергей Полунин это мега человек! Я случайно наткнулась на его знаменитое видео, когда искала музыку для своих выступлений. И понеслось))
    На самом деле приятно, что есть такие люди, которые хотят творить, а не работать под копирку. Которые могут уйти из Английского балета ради творчества. За это ему браво)
    Очень радует, что появляются фильм о нем, чтобы можно было посмотреть все одно время, а не искать на просторах интернете информацию о нем, о его жизни, почему он пошёл в балет и почему из него ушёл

    Пожаловаться