Версия для печати

С. Астрецова. "Вертинский. Одинокий Странник".

С. Астрецова. "Вертинский. Одинокий Странник".
24 дек 2019
Оцените материал
(101 голосов)

Посмотрел неигровой фильм режиссера Светланы Астрецовой «Вертинский. Одинокий странник» (2019). В фильме в качестве людей, которые как-то комментировали документальные кадры использовали: Дмитрия Воденникова, Андрея Макаревича и Эдварда Радзинского. Фильм не выглядит чем-то невероятным и в целом самые интересные в нем это кадры с песнями Вертинского.

В целом Александр Вертинский фигура очень странная и совершенно не понятная. Начинал он задолго до Октябрьского переворота и искал себя во всем направлениях- позировал скульпторам, играл в театре, рисовал. Потом случился успех его песен и текстов.

Этот успех позволил Вертинскому уехать и коммунистической России и прожить довольно интересную жизнь в Европе, Америке и Китае. Он имел успех в эмиграции и мог бы этот успех развивать, но толи успех был не слишком большим, а то ли были еще обстоятельства, но последним приютом Вертинского стал Китай.

 Далее он совершил удивительный поступок- вернулся в СССР. Это было в 1943 году. Почему его не расстреляли остается загадкой. Безусловно, он сделал все, что ему приказали, но все равно странно. Понятно, что выступал он только по провинциальным домам культуры и не шло никакой речи о том, чтобы делать записи его песен. Однако, его сняли в нескольких эпизодических ролях художественных фильмов и дали ему сталинскую премию второй степени. Однако, Вертинский имел наглость хотеть большего и даже пытался протестовать.

Таким образом его жизнь может быть представлена в трех частях, что и составляет структуру фильма.

Отметим, что одно из последних его писем можно процитировать- Вертинский делает открытие! Он называет россиян «авосечьным» народом, который интересуется только своей авоськой. Артисты, действительно, как правило глупы. Но тот факт, что Вертинскому для понимания такой простой мысли о россиянах потребовалось прожить такую жизнь обескураживает.

Первая часть фильма описывает ситуацию в России перед октябрьской катастрофой. Нельзя сказать, что фильм делает это хорошо, но если обратиться к роману Людмилы Улицкой «Лестница Якова» то можно представить эту атмосферу лучше. Но в целом с этим периодом все ясно. Ясно все и с наркоманией Вертинского и с тем, как и почему он отправился в госпиталь и сделал там не только огромное количество перевязок, но и даже оперировал. Пояснение всему этому следует искать в тех же наркотиках…

История жизни Вертинского в эмиграции тоже выглядит довольно странной и мало логичным представляется его отъезд в Китай. Хотя, Китай тогда, как и сейчас позволял осуществит старт бизнес-проекта с минимальными затратами. Но к началу войны все подобные проекты стали закрываться. Банкротство случилось и рестораном Вертинского. Возможно, у него просто не было выхода, и он продался в советское рабство. Интересно, что примерно в это же время и из Китая приехала и семья Бородина, который сейчас работает главным режиссёром «РАМТ» о чем он и написал в своей книге (А.Бородин «На берегах утопий»). Завод по производству краски его отца тоже разорился.

Из приятного можно отметить то, что в кадре появляется Андрей Макаревич. Ну и конечно стихи Вертинского. Вертинский написал несколько очаровательных стихотворений, которые я помню со школьной скамьи и благодаря которым, мне удалось раздеть не мало девушек. Это трогательное, нежно вычурное стихотворение:

«Я безумно боюсь золотистого плена ваших меднозмеинных волос»

Ну и конечно

«Я знаю даже кораблям необходима пристань, но не таким как я, не нам- бродягам и артистам»

Можно долго рассуждать о художественном творчестве Вертинского, можно использовать термины типа маньеризм, но трудно не согласиться с тем, что он был настоящей предтечей того, что потом стало российским роком.

Фильм сам по себе не производит особого впечатления и в целом смотреть его, особенно учитывая противного Радзинского можно только с большой осторожностью.

6
5
4
3
2
1
Прочитано 1104 раз Последнее изменение 27 дек 2019

1 Комментарий

  • Ольга Порошина 30 дек 2019 написал Ольга Порошина

    Несколько лет назад была увлечена Вертинским, точнее его образом Пьеро. Все-таки это было гениально в тот момент и действительно привлекало людей. Так скажем, продуманные сценический образ.
    Жаль конечно, что такие фильм не становятся культовыми. Точнее их мало знают, о них мало слышат, да даже комментариев не найти. Для любителей Вертинского может показаться скучновато. Но в целом хороший фильм.

    Пожаловаться