Что можно сказать о Росселлини? Это такой кинопринц. Его отец построил первый кинотеатр в Риме, он дружил со всеми звездами итальянского кино типа Феллини и Скола, общался с Бергманом и Антониони с Бертолучи были его собеседниками. Поражает правда другое, женщины, которые принадлежали Росселлини. Он бы жена на самых красивых женщинах мира Анне Маньяни и Игрид Бергман причем регулярно им изменял со всем, что движется и имеет отверстия для измены. Анна Маньяни завораживающе красивая мать главной героини «Самая красивая» вообще долгое время была для меня эталоном красоты, как и холодная Ингрид Бергман. Хотя теперь все же знаковая актриса для Ингмара Бергмана Лив Ульман мне нравится больше. Сам Росселлини известен тем, что пользовался покровительством одного из Муссолини и спокойно снимал атифашистские и антивоенные фильмы. Атмосфера в фашистской Италии была примерно, как в современной России и вознесение славы дуче, как вознесение славы Путину виделась с юмором, хотя многие с пеной у рта доказывали его величие. Об этом времени можно посмотреть фильм Эторе Скола «Трудный день». Расплата же за фашизм увы не избежна. Россияне, которые в патриотической угаре сжигают продукты и говорят, что Путин посланник Бога- будут дорого за это платить. О том, какая расплат ждет общество, которое заразилось фашизмом и снят фильм «Германия, год нулевой». Именно такой нулевой год предстоит прожить России в самое ближайшее будущее.
В ролях снялись не профессиональные актеры. Возможно это еще сильнее создает эффект реализма.
Собственно о фильме. Фильм черно-белый и длинный, а значит, массовый зритель его смотреть не будет. Голливуд, который его воспитал, настолько плох, что даже сериалы типа «Тирана» смотрятся, как откровение, а уж большое кино… Мы видим жизнь обыкновенное немецкой семьи сразу после разгрома нацизма. Отец лежит больной и не умирает. Старший брат воевал и поэтому скрывается из-за боязни суда. Сестра занимается посиделками в баре с американскими солдатами и «добывает сигареты», на которые можно выменивать продукты. Младший ребенок стал основным добытчиком. Он шныряет по разрушенному Берлину и ищет то, что можно продать или как-то съесть. Брат, конечно сдастся от голода, а сестра займется уже проституцией по настоящему, все будут при деле, но пока… Ребенок стал основным добытчиком. В поисках работы и еды он сталкивается со своим учителем. Тот был настоящим нацистом и педофилом. Нацизм и педофилия как-то связаны, в сознании. Я не намекаю на Путина хотя бы потому, что по поводу его педофилии есть вопросы. Если он действительно занимается сексом с собакой, то может ли он быть педофилом? Но не суть. Этот учитель прогоняет ему нищшеанские идеи о суперчеловеке и о том, что падающего нужно подтолкнуть, говорит о сильном и суперчеловеке. После этого мальчик находит яд и убивает своего отца. Сколько людей убили идеи Ницше, взять хоть тот же глупенький фильм Вуди Аллена «Иррациональный человек», где преподаватель сначала называет идеи европейской философии онанизмом, а потом убивает руководствуясь ими.
Убийство отца приводит его в смятение, и он не может найти себе места. Поиски места в жизни и разрешения для себя жить приводят его в развалины, где он ставит вопрос о смысле жизни и грани жизни, готовясь к самоубийству.
Можно провести аналогию. Немецкий народ соблазнили ницшеанством и он убил свои корни поставив себя на грань самоубийства. Но как в каждом шедевре ту несколько больше всего.
Убийство отца было вызвано не только нищшеанством и избавлением от лишнего едока, это еще и акт гуманизма и прерывания страдания. Не случайно в кадре нет матери и не случайно не анализируются сложные отношения отца и ребенка по поводу матери. Наверно, этот фильм похож на «Небо над Берлином» Вима Вендерса, как полный его стилистический антипод. Тема побежденной и поверженной Германии, тема возрождения человечности у тех, кто был опьянен ненавистью и национализмом… Все это ощень актуально для России, все это наше будущее. Вот только сможет Россия пережить то, что пережила Германия?
Фильм просто вас раздавит. Смотреть его нужно долго и подробно, оставив на это день.