Версия для печати

Р. Полански. "Нож в воде".

Р. Полански. "Нож в воде".
24 апр 2018
Оцените материал
(104 голосов)

Посмотрел фильм Романа Полански «Нож в воде» (1962). Это первый полнометражный фильм режиссера, которому предстояла довольно долгая творческая жизнь. Такого оглушительного дебюта история кино не знала. Режиссеру было всего 29 лет. Понятно, что он уже успел снять восемь короткометражных фильмов. Но фильм «Нож в воде» был невероятным кино в социалистической Польше потому, что в кадре звучал джаз и была показана обнаженная женщина.

В России этот фильм впервые показали только в 2003 году. Фильм получил «Крылатого льва» на Венецианском Кинофестивале в номинации Приз «Фипресси». Номинацию на «Оскар», причем соперничал он с фильмом Ф. Феллини «Восемь с половиной». Невероятный успех. Совершенно не понятно, как этот фильм разрешили снять и даже показать в Польше, конечно, цензура его запретила, а партийный босс кинул пепельницей в экран на премьерном показе. Понятно, что мир становился более свободным и советские танки на растерзали еще Прагу и Будапешт, но все равно Полански снял полностью западный фильм! При том, что он уже работал в Париже и было понятно, что скорее всего не останется в Польше.

Сюжет фильма простой, как сама жизнь, режиссер работает с довольно простым набором. Машина, потом яхта и всего три актера. Причем актера, скорее два, женщина в кадре просто выступает в роли объекта… Она очень плохо играет, но поразительно хороша в купальнике. То, как она выглядит в купальнике и в платье и очках невероятно по своему контрасту, именно это и привлекло ней режиссера, как я потом прочитал. Психологический этюд в хичкоковском стиле, где напряжение нагнетается в предельно лаконичных декорациях за счет построения кадра. В распоряжении режиссёра всего три актёра, но именно это позволяет добиться предельной откровенности и невероятной достоверности. Практически истории размера античной драмы. Очень удачно показано озеро, оно как полноценный актер передает много того, что человек чувствует на некотором не вербальном уровне.  Для меня, после просмотра этого фильма на карте кино достопримечательностей появились рядом с Фарерскими островами еще и Мазурские острова. Еще одно действующее лицо — это яхта. По некоторым сведениям, она принадлежала самому Герману Герингу. Действительно не смотря на свои размеры это выдающееся произведение своего рода.

Нам показывают супружескую пару, которая едет по проселочной дороге на автомобиле. Это невероятная в социалистической стране иномарка. Конечно, не Мерседес, но Пежо!  Вдруг на пути автомобиля возникает человек, которого машина чудом не сбивает. На дороге стоит странный молодой человек, он просто путешествует автостопом и в выходной день готов на все, что бы его подвезли. Паренька не пугает, что его жизнь висит на волоске.  Мужчина не хочет его подвозить, но молчаливый урок жены… Жена молода и красива. Муж гораздо старше и хорошо понимает, что она его не любит.  Их брак трещит по швам, это видно сразу по тому, как он усаживает случайного пассажира в машину. Его слова обращены не к пареньку, а к жене, ей он доказывает что-то давнее и свое. Пара собирается провести выходные на яхте. После нескольких прощаний и возвращений мальчик оказывается на яхте. Мужчина его всячески поддевает и постоянно демонстрирует свой опыт и свое превосходство. Однако, не верно считать, что это история типа «Ужин с дураком». Нет мужчина не издевается над мальчиком осознанно. Он делает это как бы под давлением жены. Его жена совсем молода, он потратил много сил, чтобы завоевать ее, а завоевав полностью подавил. Жёсткое подавление вызвало протест с ее стороны, и она всячески пытается взять реванш. Ее покорность просто кричащий протест. Мужчине все труднее с ней справиться. Думаю, что мальчика он взял что бы не трахать свою жену. При чужом человеке легко уклониться, а уверенность в своей силе покидает мужчину.

На яхте разворачиваются разные события, которые показывают, как мальчик пытается противостоять мужчине и даже издевается над ним. Появляется нож, который играет некую символическую роль. Когда нож погружается в глубины озера конфликт выходит в свой финал. Мальчик оказывается в воде и эмитирует утопление. Это месть мужчины. Когда он проснулся то в кубрике не было жены и мальчика и ему стоило много сил победить ревность и подняться на палубу. Страшно было найти жену в объятиях мальчика. Он хорошо понимает, что в общем это неизбежно и страшно этого боится. В результате мальчик как бы утонул. Мужчина оправляется его искать в плавь. Получив от своей жены полный набор обвинений и в трусости, и в убийстве. Тем временем мальчик добирается до яхты и трахает женщину, причем не понятно кто кого соблазнил.

В финале пара решает идти в полицию с признанием или нет. Женщина рассказывает все, как был и про измену с мальчиком. Мужчина скорее пойдет в полицию, чем признает, что ему предпочли просто крепкий член мальчика. Это жизнь. Власть в паре переходит к женщине и как бы не был силен мужчина — это неизбежно. Но героям надо все это пережить. Интересно, что мужчина как бы не заметил, что вещи мальчика исчезли с яхты. Женщина не позволила ему их выбросить, но вопрос, где они не возник… Женщина даже не понимает почему. Ей кажется, что мальчика мужчина позвал что бы выпендриваться перед ним. Но нет… он позвал мальчика, что бы тот трахнул его женщину. Он хотел и боялся этого… Как мне кажется.

Роман Полански, режиссер, любимый нашим проектом. Мы писали о его фильмах: «Макбет», «Жилец», «Венера в мехах», «Тэс», «Резня», «Девятые врата», «Неистовый», «Отвращение», «Горькая луна», «Ребенок Розмари», «Тупик» и это далеко не самые его известные и возможно не лучшие фильмы. Мы будем писать о нем из месяца в месяц. Наверно проект становится менее интересен из отсылок на предыдущие материалы, но такова природа интернета, который жив ссылками.

Рассказывать об актерах я не буду. Пока польское кино в моих планах стоит не только за венгерским, но и чешским, французским и итальянским т.е. никогда.

Прочитано 2175 раз Последнее изменение 28 апр 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 12 июль 2018 написал Алиса Котова

    Одна из фишек этот фильма - операторская работа. Вроде бы картинка достаточно простая и лаконичная. Но все же знаю, чем проще картинка, тем сложнее ее создать)
    Иногда думаешь, что режиссер снимал фильм по своей жизни. Здесь нет никакой мистики, достататочно реалистичное повествование в картине. Но есть одна мелочь - нож. Это нечто ружья, которое должно выстрелить.
    По мне конец фильм немного оказался смазанным, не хватало остроты ощущений, которая появилась во время просмотра фильма. Все вроде бы как заглохла. Но несмотря на этот минус фильм прекрасен

    Пожаловаться