Хочется сказать несколько слов о Дино Ризи. Судьба этого режиссера удивительна, он снял несколько совершенно культовых фильмов, в том числе «Запаха женщины». Большая часть зрителей, конечно, знает ремейк с Алем Пачино, но фильм придуман и снят именно Дино Ризи. За него режиссер был номинирован на «Оскар», но награду не получил — ему вообще из наград выдали только «Золотого льва», да и то за вклад в кино. Между тем он снял около полусотни фильмов — качественных и не очень. При этом первый фильм Ризи снял практически в 40 лет, а до этого работал врачом. Понятно, что не принадлежа к тусовке, ты можешь снимать гениальные фильмы, но признание тебя ждет только от публики.
Скажу сразу, что фильм мне очень понравился, и дело не только в личном временном континууме его просмотра или общей оккультно-мистической форме восприятия мира последнего времени. Просто он мастерски снят, а Марчелло Мастроянни настолько мне нравится, что я даже готов смотреть на него просто так! Я не пишу о его фильмах, потому что смотрю их по многу раз, и каждый раз мне кажется, что он не последний. Хотя всё в нашем мире кончается рано или поздно, причем часто скорее рано, чем поздно….
Сюжет следующий. Преуспевающий бизнесмен (герой Мастрояни), который известен и уважаем в своем маленьком городке, вдруг сталкивается с нищенкой, которая оказывается его бывшей любовью. Он ее не узнаёт и живет дальше своей рутинной жизнью — с женой, которую почти ненавидит, и с работой, которая ему почти безразлична. Но вот раздаётся телефонный звонок и приходит открытка с опозданием на 20 лет… Его жена, каждый месяц слушающая епископа и вращающаяся в высшем свете их маленького городка, мгновенно забыта, и призрак, призрак… в двух обличиях — сильной и красивой женщины за 40 и старухи, которая пережила болезнь… Он становится свидетелем многих событий. Таинственные убийства и таинственные смерти. Его друг и учитель, знаток великого алхимика. Интересно фильм чем-то похож на другой совсем фильм с Мастроняи в главной роли.
Фламеля, испытывает священный трепет, но никто не властен изменить то, что решено теми, кто не нашел покоя в потустороннем мире. Вообще существование потустороннего мира, безусловно, остается для всех и всегда большим вопросом. Майринк искателям в помощь.
В результате герой Мастроянни сходит с ума и лечится. Но все, кто знает, как устроен мир, понимают, что призраки прошлого часто реальнее любой реальности. Не нужно ждать, когда призраки придут в вашу жизнь и помогут ее изменить, как им того хочется. Нужно жить всегда и везде и несмотря ни на что верить в то, что ты не просто имеешь право на место в жизни, а что имеешь право быть счастливым. У каждого свой путь к этому счастью. Нет только одного — права быть несчастным. Возможно, все мы когда-нибудь поймем, что счастье может дать только Тора…
Режиссер прекрасно поддерживает напряжение: в кадре несколько смертей и монета в сто лир создают фон, которому позавидовал бы и сам маэстро Хичкок! Правда, я бы, конечно, всё закончил иначе. Победив призраков и избавившись от оков супружества, мой герой пошел бы навстречу рассвету и новой любви, потому что каждый достоин любить. Хотя герой Мастроянни нашел свою любовь в медсестре, которая в его глаза и есть его любимая. Что лучше: реальная реальность или мир призраков? В любом случае жизнь так коротка, что время ее течения может быть любым и перед вечностью — что там вечность!
Над фильмом работали:
Дино Ризи. Выдающийся режиссер эпохи заката «большого итальянского кино». Получил номинации на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за фильмы: «Знак Венеры», «Дорогой папа», «Безумец на войне». Самый известный его фильм- «Запах Женщины» получил: Номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» и одновременно две номинации на «Оскар» за «Лучший сценарий» и «Лучший фильм на иностранном языке». Но в результате «Запах женщины» получил только «Сезар», как лучший фильм на иностранном языке. Номинировался на «Оскар и его фильм «Новые чудовища».
Марчелло Мастроянни, актер - символ итальянского кино. Не важно каких и сколько он получил призов. Мы писали о фильмах «Необычный день» режиссера Этторе Сколаи М.Феррери «Большая жратва» и в культовам фильме Феррери «История Пьеры». Снимался в главных фильмах зрелого Филинни. Две серебряные «Пальмовые ветки» каннского кинофестиваля, несколько «Сезаров» и «BAFTA», «Золотой глобус» и номинации на «Оскар» не делают его больше или меньше великим.
Роми Шнайдер, потрясающе красивая женщина. Мы писали о впечатлениях от фильмов «Старое ружье» режиссера Р.Энрико и Клода Шаброля «Невинные с грязными руками» и конечно о ее незабываемой роли в фильме Лукино Висконти «Людвиг». Это актриса способна создавать совершенно невероятный образ, женщины в ее исполнении обладают невероятным чувственным магнетизмом.
В любом случае фильм стоит смотреть — он прекрасен, хотя … Роми Шнайдер, конечно, не так хороша, как классические красавицы из «Сладкой жизни» (Анита Экберг) или… или те призраки нашей любви, которые всегда с нами. Только чья-то любовь сохраняет нам место на этом свете.