Алкоголик и дебошир убивает человека. Его осуждают на казнь и отправляют в гарнизонную тюрьму ожидать казни. Казнь задерживается из-за того, что нет орудия исполнения- гильотины. За время ожидания исполнения убийца под руководством капитана гарнизона становится всеобщим любимцем. Он женится и заводит ребенка, учится читать и помогает всем нуждающимся, даже спасает жизнь. Но его популярность не нравится губернатору, которые пытается отомстить капитану за слишком красивую жену и слишком гордый нрав. Он не желает миловать заключенного и пишет донос на капитана. Финал? Заключенному рубят голову, капитана расстреливают за не подчинение губернатору, так появляется вдова… Та самая, что перевоспитала убийцу, та самая, которую муж любил так, что был готов для нее на все. Обычно говорят, что это история о том- готово общество на прощение и милосердие или нет. Для меня это красивая история любви. Женщину нужно любить именно так, а дальше будь, что будет. Жизнь имеет смысл только, если она отдана любви, и цели- сделать счастливым любимого человека. Если нет? Стреляйте.
Над фильмом работали:
Патрис Леконт, наверно стоит сказать, что мне нравятся сентиментальные французские режиссеры. Как презрительно сообщила мне одна брутальная барышня- ты мне еще порекомендуй Лелуша посмотреть. Я порекомендовал- «Мужчина и женщина» безусловно великое кино. Если говорить о Патрисе Леконте то стоит прежде всего говорить о фильмах любимых зрителями: «Девушка на мосту» и быть может вспомнить «Мой лучший друг», а также фильмах любимых кинокритиками: «Мсье Ир» (первая номинация на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах) и «Насмешка» (вторая номинация на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и «Сезар», номинация на «Оскар» и «BAFTA»).
Жюльет Бинош, главная роковая женщина французского кино, а может и мирового. Достаточно назвать фильм Луи Маля «Ущерб» или «Английский пациент» и все становится понятно. Это не единственное ее амплуа, я до сих пор вижу ее лицо в фильме Брюно Дюмона «Камилла Клодель, 1915..» или как прекрасна она в роли глупышки-пустышки в фильме «Кушетка в Нью-Йорке».
Даниель Отой. Прекрасный актер. За фильм «Жан де Флоретт» режиссера Клода Берри он получил премию «Сезар» и «BAFTA». За фильм «День восьмой» Ж. Дореля получил «Серебрянную пальмовую ветвь» каннского кинофестиваля. «Сезар» за важнейший фильм Патриса Леконта «Девушка на мосту». Мне очень нравится его работа в фильме Ж.Бекера «Диалог с моим садовником».
Эмир Кустурица. Некогда приличный человек, который вычеркнут и надеюсь навсегда из мирового кино. Он снимал не плохие фильмы, например, «Папа в командировке» о котором мы рассказывали, потом, совсем не давно были его блестящие, хотя и слишком шумные фильмы- «Андеграунд» и «Черная кошка, белый кот». Потом Кустурица оказался в числе людей, которые оправдывали военные преступления. Теперь он не снимает кино, не возглавляет жюри кинофестивалей, а просто шабашит с гитарой, давай концерты в клубах разной вместимости и приличности.
Фильм этот о любви и человечности. Мужчина любит свою женщину такой, какая она есть и его стремление дать ей возможность быть такой, какой она хочет. Этим и занимался простой солдат, женой, которого стала красавица-аристократка. Он любил ее, а она хотела быть человеком. Он отдал жизнь за ее право быть человеком и нельзя сказать, что это верно или не верно. Просто так случилось и это счастливая судьба. Она осталась одна и хранила ему верность до последнего дня. Она хранила эту любовь, важно ли это и делает его поступок более осмысленным или нет. Да нет. Фаталисты мы или нет это в общем ничего не меняет. Делай, что должен и будь, что будет. Ну, а страшно всем.
Меня очень впечатлило и порадовало это кино, самое удивительное, что эта история имело место быть. Понятно, что она никогда не могла бы произойти в России, хотя бы потому, что сословия тут никогда не пересекаются. Ну, а если уж и пересекаются, то только на сексуальной почве, как в «Катерине Измайловой». По-настоящему красивая любимая и любящая женщина никогда не поставит под такой удар своего мужа, как была готова сделать мадам К. Не знаю, что сказать по поводу этого кино. Не вижу в нем автобиографичности своей только потому, что все еще жив. Остальное очень понятно. Вообще в свете этих рассуждений трудно не вспомнить расхожую пошлую песенку из убогого советского сериала «Вперед Гардемарины»- «Русский счет за счастье милых не кошелек, а голова». Российская философия исторически по справедливому замечанию русофила Исаи Берлина (не путать с русофобом типа меня) не знала ни одной оригинальной идеи. Все идеи, которые владели Россией приходили с Запада и доводились на некоего «ужасного конца». Идеи Гарденера и немецкой философии о служении народы в России вылились в «Народную волю» и «Черный передел». Идеи историософов о «историчности экономики» и прежде всего Маркса привели к революции и гибели сотни миллионов. При этом все эти идем казались россиянам совершенно уникально местными.