Версия для печати

М. Ромм. "Обыкновенный фашизм".

М. Ромм. "Обыкновенный фашизм".
12 сен 2017
Оцените материал
(105 голосов)

Посмотрел фильм советского кинорежиссера Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965). Этот фильм был снят уже после смерти Сталина и в период, когда стали отмечать праздник под названием «День Победы». Конечно, тогда его не отмечали с такой помпой и не говорили столько бессмысленных и наполненных лживым пафосом слов. Сам факт того, что празднование началось только через 20 лет после Победы, говорит о многом. Не думаю, что стоит на этом останавливаться. Всем все и так понятно.

Тогда в 1965 году, как и в 1945 посмотрев на то хыбище, что сейчас устраивает российская власть пришли бы в ужас. Георгиевская лента, которая последние лет пять стала символом победы тогда имела совсем другой смысл, как в общем и теперешний российский флаг, под ним воевала Армия Генерала Власова. Но Россия никогда не знала своей истории и придумывала символы, одна история гордого крейсера «Варяг» чего стоит- корабль не смог сделать не одного выстрела (патриоты России уже тогда воровали сверх всякой меры) и бы затоплен. Потом японцы его подняли, отремонтировали и долгие годы успешно эксплуатировали. Помешало ли это петь песню «Врагу не сдается наш гордый варяг» и гордиться великой Родиной? Конечно нет. Если факты не соответствую курсу власти в России- значит это не факты. Великий историк и министр культуры России Мединский это убедительно доказал. Всех, кто был с ним не согласен определили в тюрьмы- это я не о том, что в России сейчас фашизм. В этом то никто не сомневается…

Чем вызван мой интерес к не игровому кино и именно этому фильму? Я уже более 20 лет не смотрю российское телевидение вообще, никогда и в принципе. Я включал телевизор, когда падали в Америке башни Близнецы, во время Бесланской трагедии и смотрел чемпионат мира по футболу. Все остальное только вынужденно в гостях. Телевидение же, как мне представляется должно жить именно за счет не игрового кино. Хотя в России даже новости, особенно с участием Путина носят игровой характер, все хорошо знают в лицо 3-4 офицеров службы охраны, которые много лет играют народ в разных точках страны и по разному поводу. Тем не менее я посмотрел не игровые фильмы Виталия Манского, мы писали о фильмах «Труба», «В лучах солнца», «Девственность», «Хроники..». Правда ничего, кроме разочарования мне это не дало. Так же не понравился и фильм о великом Борисе Немцове «Слишком свободный человек». Вот это и толкнуло меня на просмотр советской классики. Правда признаюсь и тут я был очень неприятно удивлен.

Фильм Михаила Ромма по словам современников Михаил Андреевич Суслов воспринял, как антисоветский, его даже снимали с проката! Мне же этот фильм показался советской агиткой. Исследования и размышления о фашизме носили весьма поверхностный характер. Все сводится к личности Гитлера и его окружения, а настоящими виновниками объявляются Крупп и враги капиталисты. Нет никаких параллелей, которые напрашиваются- начало войны это все же с захвата территории Польши союзниками. Нам показывают эйфорию немецкого народа, но тут же оговариваю, что народ не виноват и все народы хорошие, вот вожди нет… Я понимаю, что сейчас в России писать правду о начале Второй Мировой Войны и говорить о Гитлере и Сталине правду- опасно. Тюремные сроки историкам в современной России давно никого не удивляют поэтому …

Ограничимся общими сведениями. Я не имею образования в области кино и второй интерес к этому фильму состоял в том, что он по сути определил кинодокументалистику России на годы вперед. Метод с помощью, которого создан фильм оказывается придумала Эсфирь Шуб- именно она из смонтированных, разных кадров, разных авторов формировала впервые целостную картину. Тот же Манский так же не удачно, как Ромм в «Обыкновенном фашизме» использовал этот метод для создания своих «Хроник». Далее музыкальное сопровождение и закадровый текст — это тоже было создано его предшественниками Вертовым и Эйзенштейном. Например, я узнал имя Самарий — Зеликин- это человек, который не боялся показать в документальном кино себя.

В общем для меня фильм Михаила Ромм это пример того, как в тоталитарном обществе, в рамках мифологии и пропагандистских клише создается агитка о другом тоталитарном обществе. Удивительно не интересно получилось у режиссера. Я ждал большего, особенно на фоне того, что фильм Михаила Ромма, правда игровой «Ленин в 1918 году» был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Возможно это мое слишком личное восприятие, но собственно этим мой проект и отличается. Получилась агитка, которая хоть и начинается словами- «давайте размышлять» не дает никакой пищи для размышления, маскирует правду и навязывает стереотипы, а кроме того еще и нагло лжет. Например, об отсутствии образования у Гебельса, Геринга и Гимлера. Ну и конечно, постыдно обходится еврейская тема, это общее место в ссср, где антисемитизм был официальной идеологией. В общем все, как сейчас. Только тогда они верили в свои слова, а теперь они же предпочитают наличные в западных банках.

Прочитано 21821 раз Последнее изменение 19 сен 2017

2 комментарии

  • Евгения Васильева 17 дек 2018 написал Евгения Васильева

    Наверное, фильм, которые ближе по времени к описываемому событию могут достоверно показать, что творилось. Со временем некоторая информация исчезает или деформируется. Поэтому по истории смотреть старые фильмы
    Но и здесь есть что-то от режиссера, но в большинстве своем факты имели место быть и показывают реальную историю. За это спасибо

    Пожаловаться
  • Алиса Котова 17 июнь 2018 написал Алиса Котова

    Из названия понятно о чем этот фильм. Очень интересный документальный фильм с закадровыми комментариями авторами. Поэтому фильм подойдет думающему человеку.. и ну любителю этой темы.
    Любовь делает людей одиноковыми, с помощью этого чувства можно легко манипулировать людьми... И режиссер нам показал к чему привела эта любовь. Ну и сделал некую аналогию с СССР.
    Но и есть еще одна мысль - в любой ситуации надо оставаться человеком

    Пожаловаться