Тогда в 1965 году, как и в 1945 посмотрев на то хыбище, что сейчас устраивает российская власть пришли бы в ужас. Георгиевская лента, которая последние лет пять стала символом победы тогда имела совсем другой смысл, как в общем и теперешний российский флаг, под ним воевала Армия Генерала Власова. Но Россия никогда не знала своей истории и придумывала символы, одна история гордого крейсера «Варяг» чего стоит- корабль не смог сделать не одного выстрела (патриоты России уже тогда воровали сверх всякой меры) и бы затоплен. Потом японцы его подняли, отремонтировали и долгие годы успешно эксплуатировали. Помешало ли это петь песню «Врагу не сдается наш гордый варяг» и гордиться великой Родиной? Конечно нет. Если факты не соответствую курсу власти в России- значит это не факты. Великий историк и министр культуры России Мединский это убедительно доказал. Всех, кто был с ним не согласен определили в тюрьмы- это я не о том, что в России сейчас фашизм. В этом то никто не сомневается…
Чем вызван мой интерес к не игровому кино и именно этому фильму? Я уже более 20 лет не смотрю российское телевидение вообще, никогда и в принципе. Я включал телевизор, когда падали в Америке башни Близнецы, во время Бесланской трагедии и смотрел чемпионат мира по футболу. Все остальное только вынужденно в гостях. Телевидение же, как мне представляется должно жить именно за счет не игрового кино. Хотя в России даже новости, особенно с участием Путина носят игровой характер, все хорошо знают в лицо 3-4 офицеров службы охраны, которые много лет играют народ в разных точках страны и по разному поводу. Тем не менее я посмотрел не игровые фильмы Виталия Манского, мы писали о фильмах «Труба», «В лучах солнца», «Девственность», «Хроники..». Правда ничего, кроме разочарования мне это не дало. Так же не понравился и фильм о великом Борисе Немцове «Слишком свободный человек». Вот это и толкнуло меня на просмотр советской классики. Правда признаюсь и тут я был очень неприятно удивлен.
Фильм Михаила Ромма по словам современников Михаил Андреевич Суслов воспринял, как антисоветский, его даже снимали с проката! Мне же этот фильм показался советской агиткой. Исследования и размышления о фашизме носили весьма поверхностный характер. Все сводится к личности Гитлера и его окружения, а настоящими виновниками объявляются Крупп и враги капиталисты. Нет никаких параллелей, которые напрашиваются- начало войны это все же с захвата территории Польши союзниками. Нам показывают эйфорию немецкого народа, но тут же оговариваю, что народ не виноват и все народы хорошие, вот вожди нет… Я понимаю, что сейчас в России писать правду о начале Второй Мировой Войны и говорить о Гитлере и Сталине правду- опасно. Тюремные сроки историкам в современной России давно никого не удивляют поэтому …
Ограничимся общими сведениями. Я не имею образования в области кино и второй интерес к этому фильму состоял в том, что он по сути определил кинодокументалистику России на годы вперед. Метод с помощью, которого создан фильм оказывается придумала Эсфирь Шуб- именно она из смонтированных, разных кадров, разных авторов формировала впервые целостную картину. Тот же Манский так же не удачно, как Ромм в «Обыкновенном фашизме» использовал этот метод для создания своих «Хроник». Далее музыкальное сопровождение и закадровый текст — это тоже было создано его предшественниками Вертовым и Эйзенштейном. Например, я узнал имя Самарий — Зеликин- это человек, который не боялся показать в документальном кино себя.
В общем для меня фильм Михаила Ромм это пример того, как в тоталитарном обществе, в рамках мифологии и пропагандистских клише создается агитка о другом тоталитарном обществе. Удивительно не интересно получилось у режиссера. Я ждал большего, особенно на фоне того, что фильм Михаила Ромма, правда игровой «Ленин в 1918 году» был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Возможно это мое слишком личное восприятие, но собственно этим мой проект и отличается. Получилась агитка, которая хоть и начинается словами- «давайте размышлять» не дает никакой пищи для размышления, маскирует правду и навязывает стереотипы, а кроме того еще и нагло лжет. Например, об отсутствии образования у Гебельса, Геринга и Гимлера. Ну и конечно, постыдно обходится еврейская тема, это общее место в ссср, где антисемитизм был официальной идеологией. В общем все, как сейчас. Только тогда они верили в свои слова, а теперь они же предпочитают наличные в западных банках.