Я не хочу становиться в очередь таких людей. Можно, конечно, порассуждать, что в книге повествование ведется от имени «рыцаря швабры» индейца по имени «Вождь», а главный герой фильма МакМерфи (герой Джека Николсона) все же на втором плане. Продолжить эту тему суждениями про антиутопии и концепцию книги «Фабрика», которой нет в кино. Схватка МакМерфи и медсестры-садистки Милдрет Редчет (героиня Луизы Флетчер тоже в книге не так важна). Можно, пойти дальше и покритиковать Формана за эпизод на море, который не укладывается в атмосферу жизни за решеткой. Можно обсуждать финальную сцену бесконечно долго. Вождь убивает искалеченного врачами МакМерфи и решается взять на себя ответственность за свою жизнь, что очень символично. Интересно и пообсуждать этичность поведения той самой медсестры, которая убила пациента чрезмерным давлением и сожалеть, что МакМерфи ее все же не задушил… Можно поговорить о том, что фильм Форман снял потому, что жил в социалистическом лагере и хорошо чувствовал атмосферу заключения в психиатрической клинике. Но я не хочу этого делать.
Над фильмом работали:
Милош Форман- выдающийся американский режиссер чешского происхождения именно с его фильмов началось когда-то мое знакомство с большим кино. Свои первые фильм- «Черный Петр» и «Любовные похождения блондинки» (номинация на «Оскар») - и ироничный «Бал пожарных» (номинация на «Оскар»), он снял в Чехии. Оба его родители погибли в немецких лагерях смерти, хотя мать была совсем не еврейка и наш Форман в общем гой. Отец еврей (как потом выяснилось его биологический отец тоже еврей смог уехать в Америку). За фильм «Отрыв» он получил «Гран-При» на Каннском кинофестивале и номинацию на «Золотую пальмовую ветвь», но кто теперь вспомнит этот фильм? Триумфальным стал фильм «Пролетая над гнездом кукушки» мы о нем говорим сейчас, за него режиссер получил «Оскар», «Золотой глобус» и «BAFTA». За фильм «Амадей» набор наград был примерно таким же только к «Оскару» и «Золотому глобусу» добавили «Сезар». Это упрочило славу Формана, как одного из главных режиссеров своего времени. Далее был успешный фильм «Народ против Ларри Флинта» (мы писали о нем), и мой любимый фильм «Человек на Луне» за который ему дали «Серебряного медведя» в Берлине. Дальше он снял этот фильм «Призрак Гойи». Была, конечно, еще снятая в Чехии совместно с Петром Форманом «Хорошо проплаченная прогулка», но это скорее дань родине и семье. Фильм «Вальмонт» был скорее не удачей, а фильм «Регтайм» находится где-то в серединке. Форман умер и больше ничего не снимет, в момент его смерти я смотрел фильм «Амадей».
Джек Николсон, актер он просто великий. «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «Последний наряд» режиссера Х.Эшби. «Золотой глобус» и «BAFTA» за фильм «Китайский квартал». «Оскар» и «Золотой глобус» за фильмы: «Лучше не бывает» режиссера Д.Брукс, «Язык нежности» режиссера Эшби, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, о котором мы говорим. Конечно, нельзя не упомянуть его фильм «Сияние» Кубрика — вот там он меня впечатлил! Хотя все это просто ерунда по сравнению с тем, как его любят зрители! Мы писало о фильме Мартина Скорсезе «Отступники» и «Китайский квартал» Романа Полански, где он сыграл главную роль.
Луиза Флетчер, фильм «Пролетая над гнездом кукушки» стал главным и единственным серьезной ролью в ее жизни. За него она получила «Оскар», «Золотой глобус» и «BAFTA».
Денни ДэВито, как не странно, но фильмы с этим актером редко становятся объектами наших впечатлений. Тем не менее он снялся у многих приличных режиссеров. в четырех фильмах Тима Бертона: «Дамбо», «Крупная рыба», «Марс атакует» и «Бэтман возвращается». В фильме и сериале Земекиса. У Содерберга в «Эрин Брокович» (номинация на «Оскар»)- мы рассказывали об этом фильме и «Вне поля зрения». Ну и, конечно, в двух совершенно гениальных фильмах Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» и моим любимым «Человек на луне». Свою главную награду «Золотой глобус» он получил за телевизионный проект «Такси». Мы так же рассказывали о его роли в фильме Вуди Аллена «Кое-кто еще».
Вообще если говорить о том, что основной мотив романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» это невозможность свободы без ограничения свободы то, я бы вспомнил фильм «Отель миллион долларов» Вима Вендерса, который показывает, как умственно отсталые могут жить полноценной жизнью, любить с такой силой, какая не доступна так называемым нормальным людям и…. В общем все то же эго очередной медсестры Милдрет Редчет их убивает больше чем все остальное.