Ларс фон Триер. "Пять препятствий".

Ларс фон Триер. "Пять препятствий".
20 сен 2015
Оцените материал
(103 голосов)

Посмотрел фильм Ларса фон Триера «Пять препятствий» (2003). Это не игровое кино, часто такие фильмы называют документальными. Однако, стоит понимать, что если это ремейк фильма Йоргана Лета «Совершенный человек» (1967) наверно что-то тут не так. Действительно это совсем не ремейк. Трудно определить жанр в котором сделана эта киноработа. Собственно говоря Ларс фон Триер взял своего учителя- Йоргана Лета и поставив его в определенные рамки заставил снимать нечто по мотивам «Совершенного человека».

Совершенный человекБольше всего, на мой взгляд, это похоже на упражнение в фигурном катании, когда фигуристы вычерчивают разные фигуры. Мое советское детство, как наверно у всех, кто был обречен на совок, прошло перед телевизором за созерцанием подвига советских фигуристов и шахматистов. Фигуристов показывали в произвольных программа и обязательных и рассказывали, но никогда не показывали вот про такой формальный конкурс. К моменту, когда Триер приступил к съемкам этого фильма, он уже снял все, что его прославило и «Европу» и «Рассекая волны» и "Мандерляй" и «Танцующую в темноте». Отгремел его манифест «Догма 95». Видимо он чувствовал себя настолько великим, что решил, что может экспериментировать с кино.

Говоря о Триере трудно не использовать слова эпатаж, выходка и даже клоунада. Даже его имя с приставкой фон не более чем мистификация. Согласно семейной легенде один из его предков, хотя предки у Ларса не достоверны, например его мать призналась, что родила не от отца, возможно в их семье это традиция. Ну, так вот, предок Ларса Триера подписывался, как святой, продолжая эту традицию, Ларс присвоил себе титул фон. Вот такого рода выходки и составляют значительную часть его натуры и творчества. По сути, он попытался снять то, что можно назвать «аналитическим фильмом». Он ставил задачу разложить короткий не игровой фильм на пять составляющих. Эти составляющие не должны были касаться простого смысла. Интересно, что Тора содержит в себе четыре уровня информации: пшат- простой смысл, ремез- намек, драш-толкование, сод- тайна. Тут речь, в общем идет скорее не о раскрытии тайны кино, а о ее сокрытии, хотя все ведь содержится во всем и сокрытие часть раскрытия, как и наоборот.

Если пересказать сюжет, то он строится так- режиссеру предлагается снять свой фильм пять раз, но каждый раз нужно раскрыть смысл кино отказываясь от определенных выразительных средств. Например, декорациями, чувствами, актерами. Пять раз Лет снимал, руководствуясь указаниями режиссера Ларса фон Триера и в результате появился фильм. Наверно его стоит посмотреть потому, что эти пять упражнений на одну заданную тему весьма не похожи друг на друга и показывают простому зрителю, как много может дать то, что называют магией кино. Я несколько раз смотрел эти попытки синтеза или анализа или просто странного самовыражения… Не уверен, что я являюсь поклонником таких игр, не уверен, что человеку стоит так обнаглеть, но, что есть.

Йорген ЛетНаверно это рассказ о кино, как о ремесле при этом ремесле магическом. Мы видим элементы фокусов, но не понимаем, как в целом работает шоу. Насколько это важно было показать обычному зрителю, насколько Ларс фон Триер занимался самолюбованием и демонстрировал свое величие? Игра, в кино показанная в кино, на уровне, который от зрителя скрывают. Работа режиссера, как творца. Мне трудно воспринимать Триера, который являлся на съемочную площадку голым, как автора зажигающего священным огнем волшебную маску кино. С другой стороны наш мир настолько странный, что сказать, где начинается кино и где заканчивается, наверно нельзя. Есть ли что-то святое в мире вообще, и может ли это как-то соотноситься с кино? Искусство и игра и что есть игра? Достаточно вспомнить документальный кадры, где Ротко полный драматизма раскрашивает валиком холсты и сопоставить это с ежедневной работой маляра и становится понятным… Искусство уже давно живет не для его потребителя- зрителя. Искусство живет теперь для его творца, художник и его эмоции вышли на первый план. В этом смысле Ларс фон Триер и его учитель Йорган Лета получили удовольствие сполна, а значит кино удалось? У этого кино есть свой собственный фанатский сайт http://www.films-sans-frontieres.fr/5obstructions/

Смотреть или не смотреть? Не знаю, но попробовать, наверно стоит.

Прочитано 2409 раз Последнее изменение 24 дек 2015

3 комментарии

  • Вадим Ермоленко 05 фев 2016 написал Вадим Ермоленко

    "Пять препятствий" очень советовали заумные коллеги. Не очень впечатлил. в силу того. что убежден - даже самое изысканное кино должно быть зрелищным, держать зрителя - примеры - "Андрей Рублев", "тот же "Догвиль" и пр. Как поиск-манифест художника (а большинство Триеровских фильмов - манифесты) -фильм имеет право быть. Согласен с рецензентами и комментариями - это фильм художника "для себя". Да и тема - создание образа раскрыта "изнутри", как бы для ограниченной кино-тусовки, а для "лохов" оставим щелочку - подглядывать. . Он об ограниченияХ. которые стоят перед режиссерами. Например, Хичкок доложен был снимать "Веревку" 10 минутными кусками в целях экономии пленки. Иньяриту в "Бердмане" использовал эти "тиски" как прием к динамическому развитию зрелища - и получил зрительный фильм.(Отметим - что драматургически "Бердман" и "Пять препятствий" , фильмы близнецы - они о самопожертвовании, как необходимом условии творчества). У Триера (на мой взгляд) мысль обычно лежит на поверхности..Я бы охарактеризовал главную идею - как "последнее предупреждение".. Например "Догвиль" я читаю как манифест- предупреждение "усталого бога", понимающего. что человечество достойно уже не потопа, а сожжения..."Нимфоманка" - "доиграетесь!" Очень внятный финал - потеряв либидо героиня обретает "человеческое достоинство", практически становится "ханжой" готовой убивать за сексуальные поползновения...Не правда ли - очень знакомо. На каждой лавочке у подъезда. Собственно все герои Триера проходят катарсис через боль, травмы и пытки. Мысль эпизода в "У каждого свое кино" - и вовсе в одно слово вкладывается "Ненавижу!" Что до "пяти препятствий", то моя трактовка проста - "Творчество - это больно, оно тебе надо?"

    Пожаловаться
  • Виктор Александрович 29 дек 2015 написал Виктор Александрович

    Фильм "Пять препятствий" является действительно хорошим примером документального кино, где зритель того не понимая, становится участником действия. В этом вижу всю прелесть картины. Мне. как зрителю простому, чувствовалось, что я с лёгкостью являюсь участником и даже частью съемочной группы, создающей испытания. Кому из нас не захочется проверить мастера на прочность, в этой игре на слабо есть своя изюминка. Некая борьба -кто кого. Основной интерес, конечно же вызывает содержание и основная идея фильма. Так как и в любом документальном фильме здесь актерская игра нулевая, тк режиссеры играют самих себя. На любителя такие фильмы.
    Но мой личный вопрос после просмотра данного фильма был один - фильм Ларса фон Триера или же фильм о Ларсе фон Триере?

    Пожаловаться
  • Архангельская 18 дек 2015 написал Архангельская

    Поклонницей его фильмов не являюсь, но в определённые периоды жизни спасал меня ни раз :)
    Однако в жизни каждого режиссера есть и свои спады и подъемы. Один из любимейших фильмов - "Танцующая в темноте"...да даже "Догвилль", и "Рассекая волны" –шедеврами мне показались по сравнению с 5-ю припятствиями... этот фильм - зарисовка к будущему его творению для поклонников арт-хауса, скорее. Сложилось впечатление, что режиссёр только на подступах и он полон мыслей и впечатлений, и не может внятно показать это на экране из-за неопытности. Если уж любите Ларса, то не пропускайте и эту работу,а так... Посмотрите лучше "Весна,лето, осень, зима и снова весна" некого режиссёра Ким Ки-Дук. Очень красивый и печальный фильм, наполненный всем, чем можно усладить Душу. Фильм о человеческой жизни от начала и до смерти. Там уж точно вы не увидите икру, водку в элитном особняке и появление депрессии на их фоне.
    Не о том, совсем.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены