Просмотр этого фильма удовольствие чисто физиологическое, визуальный контакт с режиссером превращается в чувственное осязание. Фильм был номинирован в Каннах на золотую пальмовую ветвь, но в результате получил только приз жюри. Однако, это никак не умоляет художественных достоинств фильма. Важно отметить и использование спецэффектов: мультипликации и игры с цветом. Фильм часть некой трилогии, но как все трилогии Ларса фон Триера это несколько киношное и надуманное единство. Примерно, как в его трилогии «Золотое сердце», где фильмы настолько разные, что объединить их трудно. Поэтому я расскажу о своих впечатлениях только, о фильме «Европа». Идея Триера снимать трилогии пресеклась только после того, как за «Догвиллем» последовал «Мандерлей», а вот «Вашингтон» так и не был снят. Возможно это к лучшему. Например «Нимфоманка» не стала хуже из-за того, что в ней всего две части.
В главных ролях в фильме сыграли:
Жан-Марк Барр. Это актер очень важный для режиссера потому, что он появлялся в фильмах: «Рассекая волны», «Танцующая в темноте» и «Нимфоманка». При этом он снял, как режиссер почти семь фильмов. Мы расскажем о его работе «Сексуальные хроники французской семьи».
Барбара Зукова. Немецкая актриса, которая не только много снималась в кино, но еще и играла в рок-группе, которую сама и организовала. Типично немецкая внешность сделали ее роль в фильме «Европа» совершенно выдающейся, она получила за нее несколько кинонаград. Глядя на ее фотографии буквально видишь, как эта женщина превращается в волка. Хотя если честно, то лучшей актрисой года ее признали в Каннах за фильм «Роза Люксембург».
Удо Кир. Обладатель хрестоматийной внешности маньяка убийцы. Друг и любовник великого Фассбиндера. Работает с Ларсом фон Триером начиная с фильма «Эпидемия». Снимался в фильмах «Рассекая волны», «Танцующая в Темноте», «Меланхолия», «Нимфоманка». Его запоминающаяся внешность просто ассоциируется с фильмами Триера.
Главный герой фильма Леопольд Кесслер (герой Жан-Марка Барра) приезжает из Америки в 1945 году в оккупированную Германию. Пользуясь протекцией своего дяди, устраивается на железную дорогу проводником. Время это хорошо показано в фильме Роберто Росселлини «Германия год нулевой». Росселлини как родоначальник неореализма одним из первых поднял проблему подведения итогов Второй Мировой войны в эстетическом смысле. Это весьма далеко от того, что называет «итогами» российская пропаганда. По сути, и фильмы Вендерса, особенно «Небо над Берлином» именно об этом. Триер поднимает эту проблему особенно и очень по-своему. Не случайно он сыграл роль еврея в фильме лично. Триер посещал синагогу и долго считал себя не галахическим евреем, но потом его мать призналась, что родила его от своего начальника, а не от отца. Собственно эту травму он переживал и в сериале «Королевство» и отголоски этого есть и в его знаменитом интервью после фильма «Меланхолия».
Триер показал невероятно красивую и эстетически безупречную картину, она полна отсылок к Вендерсу и Линчу, наполнена многослойными декорациями и удивительной работой с кадрами в планами. Настолько виртуозно, что не верится- этот человек создаст манифест «Догма» и начнет снимать на любительскую камеру!
Кесслер как и герои Кафки оказывается в странном мире, похожем на тяжелый сон, где все красиво и многослойно, но логика не уловима. Он влюбляется в девушку, которая является лидером немецкого сопротивления потому, что обладает мистической способностью превращаться в «верфольфа». Мистика и эстетика нацизма в картине переплетено с традициями европейского кино.
Возможно, я не прав, но это точно самое красивое европейское кино.