Версия для печати

Л. Немеш. "Сын Саула".

Л. Немеш. "Сын Саула".
03 июль 2017
Оцените материал
(101 голосов)

Посмотрел фильм венгерского режиссера Ласло Немеша «Сын Саула» (2015). В главных ролях: Геза Рериг, Левенте Морнар, Урс Рехн. Фильм получил «BAFTA», «Оскар» и «Золотой глобус» в категории лучший фильм на иностранном языке. Кроме того, на Каннском Кинофестивале картина получила: «Приз жюри», «Приз Фипресси», «Приз Франсуа Шале», «Приз Vulсain Priz». Мало того- номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». Это совершенно не вероятно, если учитывать, что фильм «Сын Саула» является дебютом режиссера.

Не зависимо от того, какое продолжение ждет мир кино со стороны Ласло Немеша он навсегда вписан в историю кино и его фильм никогда не будет забыт. Возможно это одна из самых сильных киноработ о Второй Мировой Войне. Кроме того, в фильме снимались не профессиональные актеры. Фильм рассказывает историю работе зондерскоманды в концентрационном лагере «Аушвиц» (в России его принято называть «Освенцем»). Зондеркоманда состояла из евреев, которым поручалось выполнять обслуживающие работы в рамках уничтожения заключенных. При этом они периодически сами отправлялись в газовые камеры и заменялись новыми. Перед такой «замено» один из членов зондеркоманды видит, как немецкий доктор убивает ребенка, который не задохнулся в газовой камере и признает в нем своего сына. Причем, сына он в нем признает не столько по крови, сколько… В лагере зондеркоманда готовит побег, на дворе 1944 год и уже всем очевидно, что немецкая машина побеждена, а значит есть шанс, хотя и призрачный. Но героя Саула занимает только одно- он хочет похоронить своего сына по иудейскому обряду. Для этого он ищет раввина, рискуя жизнь своей и всех своих товарищей. В результате спасает христианского авантюриста и вместе с телом своего «сына» и товарищами совершает побег. Перед тем, как группу настигли немцы, он видит образ ребенка, того самого мальчика.

Над фильмом работали:

Ласло Немеш. Еврей венгерского происхождения. Родился в семье кинорежиссера. Учился в Париже. Первый опыт в кино получил, работая помощником легендарного венгерского режиссера Бела Тарра. Он работал его помощником в фильме «Человек из Лондона». После работы над этой картиной на несколько лет переехал в Нью-Йорк, где продолжил учебу. Снял пару короткометражных фильмов. Как в итоге ему удалось снять совершенно гениальное кино «Сын Саула» совершенно не понятно. Что такое есть в культурном коде «венгерского кино»- совершенно не понятно, но как не вероятно факт. Например, фильм А.Рогожкина «Чекист» в общем тоже рассказывает историю людей, занятых массовым уничтожением соотечественников, но фильм снят настолько слабее и проще, что их даже сравнивать нельзя. Там нас шокируют трупами, а в фильме «Сын Саула» трупов то и нет- они на заднем плне, но впечатление он производит просто оглушительное.

Геза Рериг. Ортодоксальный еврей, работает в еврейском детском саду, преподает в еврейской школе и пишет стихи. Сыграл несколько незначительных ролей во второсортных фильмах. Ему 49 лет и, по его словам, свалившаяся известность не сильно повлияла на его жизнь. К моменту съемок в картине 16 лет жил в Нью-Йорке. Он собирается сниматься еще в одном фильме, возможно мы снова увидим великолепный результат.

Я много прочитал того, что говорят о фильме и актеры и режиссер. Мне странно все это читать. Основа иудаизма, на мой не очень просвещенный взгляд, который часто воспринимают, как мертвое и древнее суеверие — это горящая вера, Вера в то, что все мы после смерти воскреснем для вечной жизни. Не кашрут, Шаббат или законы чистоты, нет. Я плохой еврей и не мне говорить, но не допустить сожжение тела, значит дать ему возможность для вечной жизни, как и похороны в саване. Можете считать меня идиотом, но вечная жизнь важнее того, что есть у нас сейчас. Вспоминается майса о том, как жена заставляла раввина попросить что-то сейчас в счет будущей жизни и когда после молитвы получила золотую ножку стола, украшенную бриллиантами- потребовала вернуть обратно что бы не сидеть за столом из трех ножек, а в этой жизни она привыкла к бедности. Или рассказ о том, как одному еврею раввин в ответ на упрек по поводу бедного жилья сказал, что жизнь наша как остановка в отеле и тут особенно не стоит обустраиваться.

Можно, конечно, видеть в фильме поиск и обретение цели, как рецепта из книги великого Франкла (потомка рабби Лева) «Скажи жизни, Да!», но никакая психология никогда не сравнится в Верой. Этого, конечно, никогда не поймут люди типа Лэнгли с их уверенностью, что все можно «проработать». Я вижу на экране человека, который живет настоящей верой и понимает, что спасти тело, не душу, а тело для вечной жизни в том числе и души- важнее всего. Он ищет раввина, но не может найти раввина, который был бы так же крепок верой, как и он. Странно, что это происходит с венгерским еврейством, где самый суровые трактовки и «Шульхан Арух» всегда только устрожался, а хасиды не имели власти, как в Польше. Странно что перед лицом смерти у людей были более важные дела, чем сказать: «Шма». Но наш герой горит верой и нет ничего важнее, чем спасение будущего, пусть будущего далекого, но единственно реального. Но в итоге получил то, что удостоиться нужно. Он увидел этого мальчика, ожившего мальчика, для настоящей вечной жизни. Это как майса о том, как ребе показал одному хасиду Элиягу. Хасидские истории я не люблю, но они часто важнее их поведения во время молитвы. Так вот он послал еврея в бедный дом и приказал помощь хорошо отпраздновать Праздник ничего не объясняя. На другой праздник он подкрался к окошку этого дома и услышал, как голодные дети молятся, что бы снова пришел Элиягу… Это я скорее к тому, что каждый из нас живет только для одного- соблюдать З-кон. Все остальное иллюзия вокруг этого.

Фильм стоит смотреть, он погружает зрителя в странно бредовое состояние безвыходного цейтнота и невероятного целеустреления, а вот к чему- пусть каждый решит сам.

Прочитано 2219 раз Последнее изменение 07 июль 2017

3 комментарии

  • Алиса Котова 07 июнь 2018 написал Алиса Котова

    Ну.. на Оскар и на другие мировые награды надо идти с провакационной темой. Или достаточно серьезно. Фильм про любовь никого уже не тронет, если это не любовь во время войны итд. После Списка Шиндлера наверное сложно снять что-то новое на таком же уровне. Нет... я не умаляю талант режиссера, он молодец. Но все-таки Оскар был получен за тему, а не за сам фильм. Как-то так.
    И ожидаешь от фильма больше, а в итоге хороший фильм, ничего специфического и до шедевра далеко. Плюс режиссеру за то, что он идеально подобрал актеров и они хорошо передают эмоции и чувства своих героев.

    Пожаловаться
  • Мила Кричевская 12 июль 2017 написал Мила Кричевская

    Смотрела! Но не сразу пришла к такому кино....VСовсем недавно проходил концерт в Еврейском культурном центре,(На никитской улице есть но не знаю),. что около Жуковки находится, рублево-успенское шоссе.. Мне нравятся услуги в Medswiss (не реклама, а как заметочка))..
    В общем по приглашению, как оказалось довольно приятное место, с довольно робкой и умиротворенной атмосферой.. может я была под впечатлением, и поэтому так рассказываю.. Современный подход как в культурном , так и в религиозном значении) Так собственно после посещения одного события, я как то загорелась изучением еврейской культурой, об их праздниках... Рош Ашона, о праздничном пятничном ужине (и еженедельные.. Шабат, да).. традиции интересные) и совет был, посмотреть фильмы, и преимущественно исторические)) Вот я и дошла до момента, * Смотрела фильм "Сын Саула". Вообще не для женского пола, да и не всем людям такое придется по вкусу.. Только тем кто любит исторические фильмы (специфика характера должна позволять таким интересоваться). Фильм психологически давит, но где то делает сильнее. Если готовы посмотреть, как в страшные военные годы жили/выживали люди, находили место "нормальным желаниям"..

    Пожаловаться
  • Litvak 12 июль 2017 написал Litvak

    Как же позабыты догмы и нравы...
    Иду себе я не спеша,
    Гляжу себе туда сюда,
    И нет концовки в этой песни,
    Ведь потому и нужно, чтоб было все на своем месте.

    Пожаловаться