Не зависимо от того, какое продолжение ждет мир кино со стороны Ласло Немеша он навсегда вписан в историю кино и его фильм никогда не будет забыт. Возможно это одна из самых сильных киноработ о Второй Мировой Войне. Кроме того, в фильме снимались не профессиональные актеры. Фильм рассказывает историю работе зондерскоманды в концентрационном лагере «Аушвиц» (в России его принято называть «Освенцем»). Зондеркоманда состояла из евреев, которым поручалось выполнять обслуживающие работы в рамках уничтожения заключенных. При этом они периодически сами отправлялись в газовые камеры и заменялись новыми. Перед такой «замено» один из членов зондеркоманды видит, как немецкий доктор убивает ребенка, который не задохнулся в газовой камере и признает в нем своего сына. Причем, сына он в нем признает не столько по крови, сколько… В лагере зондеркоманда готовит побег, на дворе 1944 год и уже всем очевидно, что немецкая машина побеждена, а значит есть шанс, хотя и призрачный. Но героя Саула занимает только одно- он хочет похоронить своего сына по иудейскому обряду. Для этого он ищет раввина, рискуя жизнь своей и всех своих товарищей. В результате спасает христианского авантюриста и вместе с телом своего «сына» и товарищами совершает побег. Перед тем, как группу настигли немцы, он видит образ ребенка, того самого мальчика.
Над фильмом работали:
Ласло Немеш. Еврей венгерского происхождения. Родился в семье кинорежиссера. Учился в Париже. Первый опыт в кино получил, работая помощником легендарного венгерского режиссера Бела Тарра. Он работал его помощником в фильме «Человек из Лондона». После работы над этой картиной на несколько лет переехал в Нью-Йорк, где продолжил учебу. Снял пару короткометражных фильмов. Как в итоге ему удалось снять совершенно гениальное кино «Сын Саула» совершенно не понятно. Что такое есть в культурном коде «венгерского кино»- совершенно не понятно, но как не вероятно факт. Например, фильм А.Рогожкина «Чекист» в общем тоже рассказывает историю людей, занятых массовым уничтожением соотечественников, но фильм снят настолько слабее и проще, что их даже сравнивать нельзя. Там нас шокируют трупами, а в фильме «Сын Саула» трупов то и нет- они на заднем плне, но впечатление он производит просто оглушительное.
Геза Рериг. Ортодоксальный еврей, работает в еврейском детском саду, преподает в еврейской школе и пишет стихи. Сыграл несколько незначительных ролей во второсортных фильмах. Ему 49 лет и, по его словам, свалившаяся известность не сильно повлияла на его жизнь. К моменту съемок в картине 16 лет жил в Нью-Йорке. Он собирается сниматься еще в одном фильме, возможно мы снова увидим великолепный результат.
Я много прочитал того, что говорят о фильме и актеры и режиссер. Мне странно все это читать. Основа иудаизма, на мой не очень просвещенный взгляд, который часто воспринимают, как мертвое и древнее суеверие — это горящая вера, Вера в то, что все мы после смерти воскреснем для вечной жизни. Не кашрут, Шаббат или законы чистоты, нет. Я плохой еврей и не мне говорить, но не допустить сожжение тела, значит дать ему возможность для вечной жизни, как и похороны в саване. Можете считать меня идиотом, но вечная жизнь важнее того, что есть у нас сейчас. Вспоминается майса о том, как жена заставляла раввина попросить что-то сейчас в счет будущей жизни и когда после молитвы получила золотую ножку стола, украшенную бриллиантами- потребовала вернуть обратно что бы не сидеть за столом из трех ножек, а в этой жизни она привыкла к бедности. Или рассказ о том, как одному еврею раввин в ответ на упрек по поводу бедного жилья сказал, что жизнь наша как остановка в отеле и тут особенно не стоит обустраиваться.
Можно, конечно, видеть в фильме поиск и обретение цели, как рецепта из книги великого Франкла (потомка рабби Лева) «Скажи жизни, Да!», но никакая психология никогда не сравнится в Верой. Этого, конечно, никогда не поймут люди типа Лэнгли с их уверенностью, что все можно «проработать». Я вижу на экране человека, который живет настоящей верой и понимает, что спасти тело, не душу, а тело для вечной жизни в том числе и души- важнее всего. Он ищет раввина, но не может найти раввина, который был бы так же крепок верой, как и он. Странно, что это происходит с венгерским еврейством, где самый суровые трактовки и «Шульхан Арух» всегда только устрожался, а хасиды не имели власти, как в Польше. Странно что перед лицом смерти у людей были более важные дела, чем сказать: «Шма». Но наш герой горит верой и нет ничего важнее, чем спасение будущего, пусть будущего далекого, но единственно реального. Но в итоге получил то, что удостоиться нужно. Он увидел этого мальчика, ожившего мальчика, для настоящей вечной жизни. Это как майса о том, как ребе показал одному хасиду Элиягу. Хасидские истории я не люблю, но они часто важнее их поведения во время молитвы. Так вот он послал еврея в бедный дом и приказал помощь хорошо отпраздновать Праздник ничего не объясняя. На другой праздник он подкрался к окошку этого дома и услышал, как голодные дети молятся, что бы снова пришел Элиягу… Это я скорее к тому, что каждый из нас живет только для одного- соблюдать З-кон. Все остальное иллюзия вокруг этого.
Фильм стоит смотреть, он погружает зрителя в странно бредовое состояние безвыходного цейтнота и невероятного целеустреления, а вот к чему- пусть каждый решит сам.