Версия для печати

Л. Маль. "До свидания, дети".

Л. Маль. "До свидания, дети".
31 окт 2017
Оцените материал
(103 голосов)

Пересмотрел не любимый фильм, режиссера Луи Маля, которого я люблю «До свидания дети» (1987). В главных ролях дети, которые больше никогда не снимались в кино и поэтому стандартный формат рассказа не будет использован. Фильм получил «Золотого крылатого льва» Венецианского кинофестиваля в основной номинации и специальный приз. Семь премий «Сезар» в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации лучший иностранный фильм. «BAFTA» за лучшую режиссуру. Список наград поистине впечатляющий.

История, рассказанная в фильме, это история еврейского мальчика, который во время второй мировой войны укрывался католическими монахами в лицее. История дружбы этого мальчика и отпрыска французской аристократии. Рассказана она от лица мальчика француза. Невероятно трогательная история взаимоотношения детей не в простой ситуации. История предательства, которая показывает, что французы виноваты в Холокосте не меньше немцев. Фильм мне не очень нравится, и я не хотел его смотреть.

Луи Маль режиссер не простой, он не успел к славе, как все французские кинематографисты. Феллини и Висконти были великими, а Шаброль снимал развлекательное кино. Лелуш и Клопиш слюнявились… Мы много рассказывали о фильмах Луи Маля- «Прекрасное дитя», «Ущерб», Милу в мае». Фильмы Маля мне нравятся и рассказы подобные продолжаться. Приводить подробную фильмографию или давать биографические справки нет смысла, во впечатлениях от предыдущих фильмов их предостаточно.

Я почти патологически не люблю французов, мне не нравится Франция и я не люблю французской литературы. Что заставляет меня любить французское кино я не знаю. Как мне кажется, этот фильм уникашен для мирового кино. Уникален он тем, что показывает, как на самом деле обстояли дела с евреями во Франции. Даже немцы, эссесовцы не старались так, как французские предатели-полицейские. Франция дала в немецкую армию 300 000 солдат, которые ковали победу рейху…

Тема Второй мировой войны для французов является темой довольно болезненной. Не трудно догадаться почему. В целом основную, можно даже сказать подавляющую часть французов полностью устраивала немецкая оккупация. По большому счету они не видели в ней ничего плохого или уж точно ужасного. Франция до сих пор является самой антисемитской страной в Европе. Причем антисемитизм является частью государственной политики, как это не прискорбно. Именно поэтому французское сопротивление носило чисто символический характер. Я не хочу умалять в российском стиле значения «Союзников» для победы над нацизмом, более того замечу, что без принципиальной позиции Великобритании и победы британских войск в Африке, ровно как без материальной помощи Советского Союза победы бы не было. Но героизм французов носил чисто символический характер. «Сон Сципиона» Иена Пирса повествует об этом предельно романтично и точно.

Фильм Луи Маля в этом смысле это попытка прожить весь тот комплекс чувств, что оставила Вторая Мировая война. Тема Холокоста, а в последние пять минут становится ясно, что три маленьких еврея и руководитель католической школы погибли в немецких лагерях смерти. Погибли из-за доносов французских граждан, которые не видели ничего ужасного в то, что чуть-чуть убьют евреев. Эту тему совсем не давно мы обсуждали во впечатлениях к спектаклю РАМТ «Нюрнберг», правда скорее применительно к ситуации современной России. Я не уверен, что христианство в любом виде, католическом в том числе, готово и может противостоять тоталитаризму и нести гуманистические ценности. Задача христианства служить любой власти, и мы это видим и в современной России, и в нацистской германии, не для кого не секрет, что на оккупированных немцами территориях СССР православная церковь активно поддерживала нацистов. Если бы фильм снимал Занусси я бы еще понял, но Маль вызывает у меня скорее раздражение и подозрение в желании попиариться на костях. Мне нравится этот режиссер, мы рассказывали о его фильмах много это и «Милу в мае» и «Ущерб», «Прелестное дитя»- тема детства… Но данный фильм не кажется мне честным и в моем списке он не на первом месте, как минимум, хотя тематика подобная безусловно должна звучать потому, что это все повторится.

Понятно, что мир устроен, как борьба света и тьмы, борьба гуманистических ценностей и борьба абстрактных идей. Евреи всегда будут идти к свету и нести миру гуманизм. Нет ничего более гуманистического, что слова Торы о том, что жизнь одного человека и всего человечества равны. Эти слова нужно записать на лбу каждого, кто готов ради любых идей, будь то «вставание с колен» или «сохранение культурной идентичности». Быть человеком прежде всего. Наверно это и есть самое главное. Понятно, что… В общем я не хочу развивать эту тему, как не больно, но любая ортодоксия зло, это я не обо всем иудаизме, а о хасидах. Простите, но я не могу… Если отказаться от служения Е-у как главной цели все остальное вообще бессмысленно. Именно это и делает человека человеком.

Прочитано 1790 раз Последнее изменение 17 нояб 2017

1 Комментарий

  • Алиса Котова 11 июнь 2018 написал Алиса Котова

    Очень сложно смотреть фильм. Он скупой на эмоции, даже местами без жизни. Слишком много ньюансов и деталей, которые больше отталкивают от просмотра.
    Да, может идея и неплохая. Жзинь католоческой школы, которая укрывает евреев и фашистов. И вторая часть должна стать злободневной, привлекающей зрителей. Но.. вот что-то не сложилось.
    Мне кажется, что режиссер снимал этот фильм сам для себя, даже забыл о том, что существуют зрители. Эффект затянутости скорее всего тоже был спланирован, но он не сработал

    Пожаловаться