Фестивальная история исчерпывается призом для Жанны Моро в Карловых Варах. Учитывая правда 1964 год- время, когда у Чехии была надежда вырваться из социалистическо-советской оккупации и от этого культурная жизнь там расцвела, но в целом фильм достоин много большего. Краткий сюжет- в глубокую провинцию приезжает горничная из Парижа. Это красивая девушка 32 лет и понятно, что у нее последний шанс устроить свою жизнь. Скакать по постелям она уже не может в силу возраста, а значит нужно выгодное замужество. Она оказывается в центре внимания. Хозяин поместья старый фетишист, помешанный на женской обуви- вообще тема сексуальных фетишей- важнейшая тема Бунюэля. Муж дочери хозяина поместья настоящий маньяк, которому все равно кого трахать. Слуга в доме и вовсе грубое животное с садистскими наклонностями. Есть еще сосед- отставной капитан, который спит с горничной, но мечтает о молодом теле. Но Селестина, так зовут горничную кажется решила, что все это не для нее, хотя всем раздает авансы. Но вдруг случается страшное- умирает хозяин в обнимку с сапожками и убивают малолетнюю девочку, в которой Селестина видит своего ребенка. При всем при том, она в свои 32 уже созрела для материнских чувств, хотя в то время во Франции медицина была почти, как в России сейчас и 32 уже не мало для первых родов. Селестина остается и проводит расследование! Используя всю магию красоты и сексуальности, она проникает в доверие подозреваемого, но… Не забывает выйти замуж за отставного капитана, который становится ее преданным мужем и даже слугой. Убийство же девочки не наказано. Подозреваемый отпущен на волю и занимается «патриотизмом». Настоящий мерзавец.
Над фильмом работали:
Луис Бунюэль. Гениальный режиссер, человек, который не просто создал особый киноязык, но и во многом определил развитие кинематографа, его фильмы все еще цитирую. Например, в фильме Зельдовича по рассказу гениального А.Сорокина. На нашем проекте мы рассказывали о фильмах Бунюэля «Дневная красавица», «Виридина» (тоже мечта фетишиста), «Сусанна», «Этот смутный объект желания».
Жанна Моро. Героиня «Блуждающего огонька» Луи Маля, для меня это важнее, чем «Серебрянная пальмовая ветвь» за фильм П.Брука «? Дней и 7 ночей» и даже Почетной пальмовой ветви, «Сезара» и «BAFTA». Волшебная актриса, женщина несбыточная мечта. Мы писали о ее роли в фильме Луи Маля «Лифт на эшафот». Она много снималась и у Трюфо, этот режиссер тоже скоро станет нашим.
Жорж Жере он много снимался, но как-то не оставил следа. Так бывает.
Мишель Пиколи. Одно из главных лиц французского кино. Любимец Шаброля и Годара, Ферерри и Трюфо, Маля. Получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм Беллоккьио «Прыжок в пустоту», а вовсе не за фильмы Феррери «Большая жратва» и «Диллинджер мертв». Мы писали о его работе в фильме Луи Маля «Милу в мае».
Роковая женщина, горничная Селестина, ведет расследование и ставит на карту все. Хотя, что она ставит на карту? Судьба владелицы ресторанчика не так уж сильно отличается от судьбы хозяйки дома и поместья в глуши. Она взрослая и умная… Ей важно понять, кто убил очаровательного ребенка, но почему она так одержима идеей открыть эту правду? Герои Бунюэля всегда не однозначны и их мотивы всегда не понятны. Они всегда движимы не стандартными сексуальными позывами и всегда живут в мире тонкой эротики. Например, женские ноги — это то, чем возможно был одержим сам Бунюэль, ноги, кружева. Сцена, когда Жанна Моро отстегивает чулки от пояса стоит половины порнографии мира и возбуждает неизмеримо больше. Нижнее белье, которого уже нет и ноги, какие не выпускают больше…
Я пересматриваю этот фильм и даже подумываю прочитать роман, мне кажется, что те чувства, что играют актеры принадлежат Бунюэлю и это его переживания и его поиски, он в своих фильмах так же пытался найти ответы на вопросы, которые волновали его по причинам, скрытым от посторонних, да и ему самому до конца не понятным. Фильм не просто очередная попытка развлекательного детектива, он наполняем движением и духами. Теми самыми духами, что не использует хозяйка дома и запрещает использовать горничной. Образ патриота садиста и убийцы вышел объемным и точным. Настоящий мерзавец обязательно патриот, но не все патриоты мерзавцы?