Понятно, что снимался он в годы советской оккупации Венгрии и поэтому определенные сюжетные линии были предопределены. Хотя в Венгрии и существовал «гуляш-социализм» и люди жили сильно свободнее, чем в остальном советском лагере до настоящей свободы оставалось еще много лет. Советские танки не давали жить спокойно никому. Как говорили поляки- мы даем СССР сахар и за это он забирает у нас уголь. В центре сюжета трогательная история взросления молодого человека. Он с самого раннего детства влюблен в свою соседку, история их любви имела разные периоды и в итоге она выбирает свободу. В момент ввода советских танков в Будапешт девушка Катя перебирается на Запад. Наш герой остается в Венгрии. Она пишет письма родным, это не СССР где подобное было очень проблематичным. Через десять лет наш герой едет к ней во Францию. Такое тоже для венгров было возможно! Они проживают неделю прекрасного романа, который наполнен любовью, детскими воспоминаниями и сексом. После этого расстаются. Через пару лет они находят супругов и в конце… Нам читают письмо Кати с благодарностью за то, как ее приняли в гостях в Венгрии. Это тоже было возможно.
Над фильмом работали:
Иштвана Сабо венгерский режиссер. Я испытываю слабость к его фильмам и вообще венгерское кино явление особенное в мире, который я люблю и условно называю «Австро-Венгерская Империя»— это мой мир Чехия, Польша, Украина, Австрия, Венгрия… Биография Иштвана Сабо известна, после крупного успеха его фильма «Отец- история одной веры» он получил возможность работать на Западе. Венгрия вообще была вполне приличной страной, или честно говоря просто самой приличной, социалистического, конечно лагеря. Но Сабо не эмигрировал, как Полански, а остался в этом лагере. Как и Роман Полански- Иштван Сабо еврей, который чудом пережил Холокост. Получил первую номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» еще в 1977 году за фильм «Будапештские сказки». Далее следовал «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Доверие» (1980)- мы рассказываем об этом фильме и дальше он добился потрясающего успеха фильмом «Мефистофель» (1981). Вторая часть трилогии не получила такого же успеха фильм «Полковник Редль» получил «Золотую пальмовую ветвь» и премию «BAFTA», но на «Оскар» фильм был только номинирован. Третья часть «Хануссен» получила только номинации на «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь». Далее он получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «Милая Эмма, дорогая Бебе…». Мы так же рассказывали о его позднем фильме «Театр» и его ранний прекрасный фильм «Доверие».
Юдит Халас, снялась в четырех фильмах Иштвана Сабо. Это важнейший для режиссера фильм «Отец», картина Пора мечтаний», фильм «Доверие обязывает» о котором мы писали.
Андраш Балинт, снялся в семи фильмах Иштвана Сабо и вообще очень известный в Венгрии актер. Он играл в культовом для Сабо фильме «Полковник Редль» и важнейшем в карьере «Отец». Стоит отметить его работу в фильмах Сабо «Будапештские сказки», «Письмо отцу» и ранней картине «Пора мечтаний».
Фильм довольно трогательный и хотя он снят за год до моего рождения многие его реалии кажутся мне родными. Безусловно Венгрия опережала СССР по развитию… Это как, говорил один специалист по политике СЭВ было связано с тем, что венгерский язык никто не понимал и, как с чешским, который интуитивно понятен, особенно украинцам не происходило. На телевидении можно было говорить правду. Меня особенно тронула сцена допроса пионеров о том, что это они прогуливались за ручку и не целовались ли. Допрос проводил одноклассник, красные галстуки свидетельствовали о не свободе… Я вспоминаю свой «Ленинский зачет» была такая форма комсомольского контроля за жизнью детей в школе. Тогда меня терзали тем, что моя собственная учеба для меня важнее чем учеба товарищей. Потом чуть не исключили из комсомола за несогласие с уставом. Это потом я подрос и стал умнее… Измывался над своими соучениками и извлекал пользу из «комсомольской власти». Вот поэтому Россия никогда не будет свободной. Слишком долго тут убивали всех порядочных людей и оставляли таких как я приспособленцев. Дело не в Путине, а народе, который увы, даже в самых лучших своих представителях отвратителен.