И. Бергман. "Змеиное яйцо".

И. Бергман. "Змеиное яйцо".
03 март 2017
Оцените материал
(32 голосов)

Посмотрел фильм великого режиссера Ингмара Бергмана «Змеиное яйцо» (1977). Это довольно странный фильм. Не случайно общим местом стало обсуждать факт того, что критики восприняли его холодно и в последствии сам Бергман неоднократно писал, что фильм является не удачным. Он говорил, что в этом фильме собрал слишком много идей и в результате сказал что- не совсем вразумительное.

При этом, как и любое кино Бергмана этот фильм оказался для современной России настоящим пророчеством. Нужно так же отметить, что это первый фильм, который Бергман снимал за пределами Швеции. Фильм снимался в Берлине. Более того это первый «бюджетный фильм» Бергмана он получил от продюсера денег больше чем было нужно и тратил их на дорогие декорации, чего в общем до этого не делал. Фильм во многом отражал состояние самого Бергмана. Он находился под налоговым расследованием и скандал вокруг его имени набрал обороты. Чувство безнадежности героев фильма были и его основными чувствами в то время.

Фильм рассказывает о Германии 30-х годов. Веймарская республика оказалась в ситуации тяжелейшего экономического кризиса. Золотой запас Германии был изъят и сбалансировать валютный курс никак не удавалось. Пачка сигарет стоила миллион, а за три доллара можно было снять квартиру на месяц. Левые говорили о необходимости социалистических преобразований, а правые готовил путч. Германия не имела расписания поездов, и все прибывали в нечеловеческой апатии. Фильм начинается с демонстрации человеческих лиц. Это лица людей без надежды и будущего. Мы хорошо заем, что это за лица- достаточно спуститься в Московское Метро и вы окажитесь среди таких же людей с серыми комковатыми лицоподобными образованиями на туловище.

Трудно не вспомнить фильм Боба Фоса «Кабаре» ведь там рассказывают об этом же времени. Собственно, герои фильма Ингмара Бергмана «Змеиное яйцо» это цирковые артисты. Девушка работает в кабаре, ее бывший муж кончает собой на первых минутах фильма, а его брат много пьет и делает это в том же кабаре. Но это не кабаре Боба Фоса. Тут мы видим совсем другое- не только публичный дом, но и чудовищного качества номера, которые не иначе чем грязь. Германия погрязла в этой грязи и подростки, которые ловят крыс, как и проститутки, которые уже просто не могут заниматься сексом потому, что их клиенты истощены морально физически простые приметы времени и не вызывают эмоций.

Главный же двигателем фильма оказывается не это. Хотя Лив Ульман, знакомая нашим читателям по «Осенней сонате» и «Шепотам и крикам» предстает совсем в необычном образе- она танцовщица варьете и в общем проститутка, кажется в какой-то момент могла стать двигателем. Сцена гле католический священник молится с ней рядом и говорит, что возможно они стали так далеко от бога, что он их не слышит могла бы стать основой целого фильма. Главным двигателем является случайный встречный, некий доктор, который знаком героям с детства. Он в ранней юности вскрывал живых кошек, а сейчас заведует католической клиникой «Святая Анна». Вот тут-то и начинается на мой взгляд самое интересно! Понятно, что доктор психопат, как и положено психопатам в соответствии с исследованием Даттона «Мудрость психопатов» ставит опыты над людьми. Но кажется странным дата в 350 лет деятельности этой клиники, которая дала приют не только этому доктору. Не трудно догадаться, что 350 лет — это время реформации. Тогда католицизм был отринут, хотя его позиции сильны и поныне. Но это отсылка не к протестантам. Это указание на гностически и герметические общества, и ордена, которые тогда образовались. Случайно ли именно они, а это безусловный факт обеспечили Гитлеру первые финансы и руководили им почти до самого конца. Можно считать отряды Ананербе чем-то вроде придури больного фюрера, но это совсем не так. Возможно тот факт, что Бергман показал это и заронил подобные мысли и стало причиной неприятия фильма.

Попытки контролировать человека и его психику всегда составляли основу тоталитарных режимов. Фашисты и коммунисты работали над этим не покладая рук, даже сейчас можно прочти по Фарсонофьевскому переулку дом 5 и обнаружить место где Павел Анатольевич Судоплатов вел подобные эксперименты над политическими заключенными. Доктор Йозеф Менгеле показался бы гуманистом по сравнению с Судоплатовым. Тот факт, что подобные опыты проводились герметическими-гностическими обществами, которые потом играли видную роль в Третьем Рейхе за счет того, что совершили интеллектуальную накачку и обеспечили финансирование Гитлеру на первых этапах его карьеры, не вызывает сомнения. Об этом все еще мало говорят и хорошо понятно почему. Я вижу, что часть разработок оказались очень востребованы в современной Росси и то, что сделали с населением целой страны гораздо страшнее, что опыты по доведению до самоубийства и фиксации этих самоубийств в Третьем Рейхе и Советском Союзе. Не обязательно использовать газ или делать уколы. Другой доктор - Гебельс нашел более эффективные способы. Сейчас они в России стали просто ….

Смотрите кино, оно гораздо больше чем просто кино. Насыщенность идеями потрясает, даже по сравнению с другими фильмами Бергмана, которые так же перенасыщены идеями.

Прочитано 614 раз Последнее изменение 13 март 2017

2 комментарии

  • Алиса Котова 03 янв 2018 написал Алиса Котова

    Кино не для всех, не каждый может его понять, кто-то просто скажет, что это непонятное зрелище и непонятно зачем его сняли.
    Фильм о смутном времени, потерянных людях, которые даже не знают как жить дальше. Сюжет фильма о предвоенной Германии, которая уже запуталась в махинациях правителей и идет наперекор всем и каждому, близится война.
    Все превращается в страх, зло превращается в безнаказанность.
    Герои фильма - американцы, которые оказались в Берлине и цепляются друг за друга, так как ощущаются себя одинокими в незнакомом месте, на неродной земле. Страх парализуют все эмоции, все действия.

    Пожаловаться
  • Vladimir Yakov 13 март 2017 написал Vladimir Yakov

    Наверняка, кто знаком с творчеством Бергмана, согласятся со мной в том, что представленный фильм для обозрения, скорее является исключением, чем нормой для Бергмана. Именно с такой точки зрения, я подходил к данному фильму.
    "Змеиное гнездо" открыло предо мной взгляд автора на мысли и действия миллионов немцев в послевоенные годы. Все гонимые страхом и отчаянием, нет убежища, и нет покоя в голове. Антифашистские убеждения Бергмана и тень света,что упала на щепетильные темы... да, не дали заслуженных плодов от общества на рубеже 80-х годов.
    Объемность горя людей, чья жизнь канула в лету, передана грандиозно. Воспринять фильм не так то легко, поэтому смотреть надо с подготовкой и с заложенной подкоркой

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены