И. Бергман "Вечер шутов".

И. Бергман "Вечер шутов".
13 апр 2020
Оцените материал
(93 голосов)

Пересмотрел один из самых любимых фильмов Ингмара Бергмана, а может быть и вообще «Вечер шутов» (1953). В главных ролях любимые актеры Бергмана, особенно если говорить о его ранних фильмах. Это Оке Гренберг, Харриет Андерссон, Андрес Эк и другие.

Как я понимаю именно на этом фильме Свен Ньюквест и Бергаман впервые начали совместную работу.  Почему этот фильм, как правило не называют среди главных фильмов Бергмана совершенно не понятно. Он содержит в себе невероятные режиссерские находки и такие глубины постижения человеческой души, что совершенно точно может и должен быть в списке главных фильмов великого режиссера. Есть в этом фильме некоторый щемящий нерв, настоящая безысходность человеческой жизни передана без прикрас, морали и так, как именно оно и бывает в жизни. Людям невыносимо трудно, но они остаются людьми в том смысле в котором могут, без пафоса и побед.

Это ранний фильм Бергмана, который снят в один год с фильмом «Лето с Моникой». В нем есть начало «Седьмой печати» (1957), которая появилась через четыре года. Осмысление проблематики человеческой свободы и достойной за нее цены. Фильм можно видеть, как некое начало «Лица» (1958). Это не только из-за актерского состава. Это скорее из-за поднимаемых проблем и развитие персонажей, которое происходит в каждом бергмановском фильме. Это нескончаемый диалог режиссера с миром и зрителем или самим собой. Диалог о жизни, какая она есть, а не какая должна быть в понимании кого-то или режиссера.

Оке Гренберг играет в «Лето с Моникой» и «Уроках любви» фильмах, которые, как и «Вечер шутов» у раннего Бергмана являются началом его постижения человеческой души. , Харриет Андерссон, одна из главных его актрис, она сыграла в 12 фильмах это не только ранние фильмы, но и «Фанни и Александр», «Шепоты и крики», которые появились в 90-х годах. Хотя, конечно, чаще она играла в 60-70 годы в фильмах «Сквозь темное стекло», «Не говоря о всех этих женщинах». Была она свидетелем и не лучшей поры режиссера в фильмах «Улыбка летней ночи» и «Женские грезы» например. Андрес Эк - вообще почти не играл в кино, его бергмановские фильмы это незабываемая «Седьмая печать» странный, малоизвестный, но очень важный фильм «Ритуал» и маленькая роль в «Шёпоты и крики». Этот актерский состав и этот период оставляют чувство недосказанности. Например кажется, что Лив Ульман или Макс фон Зюдов высказались, а чудесная Оке Гренберг нет, это странно.

Фильм раскрывает глубинные мотивы поведения человека. Показывает, как ожидания не совпадают с реальностью и возникает хроническая депрессия, которая ведет к суицидальным попыткам главного героя. Главный герой пытается бросить свой цирк, это его предприятие он посвятил ему не один год своей жизни. По крайне мере его жена родила ребенка десять лет назад, и они уже работали вместе в этом цирке! За все это время ему удалось скопить что-то похожее на монетку в 5 эре, которые он дает своему младшему сыну, что бы тот отдал их шарманцику, который с обезьянкой выдает судьбу в виде маленькой бумажки. Жена не хочет видеть его дома, дорожит своей свободой… Она смогла за три года купить вторую лавку и все у нее хорошо, она предлагает денег в долг и ремонтирует его сюртук. Наш герой даже своих детей не обнял и те его узнают с огромным трудом.

В довершении он практически застает свою подружку за изменой. Та действительно изменяет за обещание денег на обустройство своей жизни без цирка. Милое предприятие, образ жизни символ свободы- цирк все утомил, что нет такого ужаса и позора, нет такого унижения на который не пошли бы циркачи, чтобы его покинуть…. В финале их ждет еще одно унижение во время представления. Еще одна попытка суицида и снова в путь, снова в путь… Герои не могут никуда уйти и снова вместе. Мужчина и женщина, циркачи в своей безысходности. В противовес им актеры, которые «благородному искусству служат», но полны человеческой подлости, в которой превосходят своих коллег. Их радует только одно- возможность унизить и оскорбить кого бы то ни было… За счет обесценения других они поднимают свою самооценку.

Особенно пронзительно звучит история о клоуне и его жене, купающейся с ротой солдат. Он нес ее как Исус нес свой крест и умер надорвавшись, от любви. Его костюм передан клоуну, который участвует с суицидальных сценах директора цирка и становится невольным свидетеле измены еще одной женщины…

В фильме нет обычных банальностей типа мы голодные, но свободные. Нас унижают, но мы сохраняем честь. Нет все, наоборот. Грязный и безысходный мир, в котором люди обречены жить. А.Герман в фильме «Трудно быть Богом» показал что-то похожее не столько по содержанию, сколько по стилистике. Грязь в кадре это и еще грязь в душах и жизни героев. Героев, которые не герои, а просто люди.

Прочитано 972 раз Последнее изменение 14 апр 2020
Другие материалы в этой категории: « Л. Жене "Куриоса". В. Аллен "Спящий". »

1 Комментарий

  • Алена Кроткая 20 апр 2020 написал Алена Кроткая

    Бергман давно уже сделал себе им. Он умеет исследовать психологические проблемы. И каждый раз как бы ковыряет проблему, тем самым раскрывая ее перед зрителями. Но... если поклонники его любят. Хотя непонятно за что, может быть его имя слишком раздуто и является неким брендом.... то скорее обычные обыватели будут плеваться от его фильмов.
    Он почему-то делает упор на самые низменные чувства. Такое конечно же интереснее изучать и смотреть. Но то, как он представляет это на картине, в этом нет ничего прекрасно. Получается фильм ни о чем.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены