И. Бергман. "В присутствии клоуна".

И. Бергман. "В присутствии клоуна".
05 июль 2017
Оцените материал
(23 голосов)

Пересмотрел фильм великого режиссера Ингмара Бергмана «В присутствии клоуна» (1997). В главных ролях: Берье Альстедт, Мария Рихардсон, Эрланд Юзефсон. Это телевизионный фильм и поэтому, несмотря на то, что его снял велики Бергман не имел фестивальной истории и не получил громких наград. Известен еще под одним названием «Фигляр, шумящий на помосте».

Фильм снимает уже великий режиссер, который ведет диалог с вечностью. В основу сюжета положен не большой эпизод из семейных легенд Бергмана, он писал об этом в «Латерна Магика». Карл Окерблум, главный герой фильма- имеет в качестве прототипа дядю самого режиссера. Бергман вообще все фильмы снимал о себе, но тут он сделал это особенно ярко. Этот самый Карл- герой Берье Альстедт (снимался у Бергмана в фильмах «Финни и Александр» и «Сарабанда»), не признанный изобретатель, действительно гениален. Он пытается патентовать свои изобретения, но без успеха. Живет он в мире Шуберта и размышляет только о чувствах и переживаниях этого композитора. У него есть невеста Паулина (героиня Мария Рихардсон, снималась еще в фильме И.Бергмана «Маркиз де Сад»). Невесту в порыве гнева, которое вызвало безумие, он чуть не убил. В следствии всего этого он оказался в психиатрической лечебнице. В лечебнице он знакомится с профессором Фоглером (герой Эрланда Юзефсона). Далее ему приходит в голову идея- снять первое звуковое кино. Но идея эта никому не понравилась, и наши герои решили снять такой фильм сами и сами же стали его показывать в далеких и холодных шведских деревеньках. Понятно, что это ничем хорошим не кончилось. Техническое воплощение было таково, что вместо проката фильма героям пришлось играть театральные постановки. Все это действие сопровождается видениями Карла Окерблюма в виде клоуна.

Об этом фильме часто говорят в связи с картиной Бергмана «Седьмая печать» в ней принято видеть все тот же договор со смертью. Мне не кажется, что эта трактовка заслуживает особого внимания. Она несколько однобока. Нет у героев того бессмысленного, что движет рыцарем и его рукой на шахматном поле. Показывать фильм до последней капли денег и быть готовым к самоубийству это совсем другое. Есть специфический взгляд Бергмана на смерть и жизнь, которые настолько не разрывное перетекают друг в друга, что не понятно где одно, а где другое, но это не более, чем попытки прожить свой страх смерти….

Важно и то, как предстает перед нами великий Эрланд Юзевсон, который сыграл потрясающие роли в лучших фильмах И.Бергмана «Сцены супружеской жизни», «Страсть», «Шепоты и крики», «Лицом к лицу». Он играл в последних фильмах А.Тарковского и в «Хануссене» И.Сабо. В этом фильме он совсем другой- не доктор, но больной. Насколько его образ отражает больной разум художника-изобретателя Карла, за которым приходит «Клоун»?

На самом деле клоун не самый плохой друг, особенно если он девочка. Вспомним единственные гениальные стихи Есенина:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Собственно, каждый из нас имеет друзей, которых лучше бы не иметь, а вот герой фильма имеет своего друга клоуна. Стоит ли искать смыслы и смысл? Не думаю.

Прочитано 450 раз Последнее изменение 07 июль 2017

2 комментарии

  • Alexander Kondrashov 10 июль 2017 написал Alexander Kondrashov

    Вот уже какой фильм я смотрю из рук Ингмара Бергмана...Со своим широко известным наследием на поприще шведского кинематографа!-)
    какой, 4-ый .. после же фильма "В присутствии клоуна" задаюсь вопросом, что испытывал данный режиссер при снятии того или иного фильма... ( наличие шедевра своего рода не исключаю). У каждого зрителя есть преграда, есть свой забор, свои перегородки, и чтобы назвать что-либо гениальным - это означает одно: постановщик добился драгоценного эффекта с нотами аффекта.. Разрушив одно 0 получает хвалу от зрителей.
    .. сейчас мне видна разница между ранними фильмами и поздними (последними) . . Бергман не допускал хоть малейший раскол в глубине трагедий. Для него это как особый фрукт, с особым соком... А этот фильм - клоунада, , здесь допускается ирония и она производит неизгладимое впечатление о безграничной безысходности, если такова прорвалась в ваши души, и от слез поверх смеха.. Шведское кино держится на Бергмане! Сложный фильм ()) шучу)

    Пожаловаться
  • Гребенщикова Анна. 07 июль 2017 написал Гребенщикова Анна.

    Бергман Ингмар известен именно во втором случае под названием "Фигляр, шумящий на помосте'
    Так же Бергман Ингмар известен свое гениальностью, которая находит отображение в аскетичных и художественных картинах; Он умеет забираться прямиком в душу; он умеет переносить на светодиодный экран фантазии с витиеватостью на параноидальность - и дальновидность; затрагивает сугубо личностные переживания, вечный поиск в комнате.
    Семейным людям ( кому за 37), да и тем кто к этому идет на будущее, посмотреть фильм из его золотой коллекции «Сцены из супружеской жизни» и послушайте, откликнется что-нибудь внутри, зашевелится ли. Предупредить хочу, Бергман и его киноленты направлены на зрелых людей. и в помощь жесточайшего кризиса, так что его фильмы в каком то смысле - исцеление, а в каком-то - погубление .

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены