Фильм снимает уже великий режиссер, который ведет диалог с вечностью. В основу сюжета положен не большой эпизод из семейных легенд Бергмана, он писал об этом в «Латерна Магика». Карл Окерблум, главный герой фильма- имеет в качестве прототипа дядю самого режиссера. Бергман вообще все фильмы снимал о себе, но тут он сделал это особенно ярко. Этот самый Карл- герой Берье Альстедт (снимался у Бергмана в фильмах «Финни и Александр» и «Сарабанда»), не признанный изобретатель, действительно гениален. Он пытается патентовать свои изобретения, но без успеха. Живет он в мире Шуберта и размышляет только о чувствах и переживаниях этого композитора. У него есть невеста Паулина (героиня Мария Рихардсон, снималась еще в фильме И.Бергмана «Маркиз де Сад»). Невесту в порыве гнева, которое вызвало безумие, он чуть не убил. В следствии всего этого он оказался в психиатрической лечебнице. В лечебнице он знакомится с профессором Фоглером (герой Эрланда Юзефсона). Далее ему приходит в голову идея- снять первое звуковое кино. Но идея эта никому не понравилась, и наши герои решили снять такой фильм сами и сами же стали его показывать в далеких и холодных шведских деревеньках. Понятно, что это ничем хорошим не кончилось. Техническое воплощение было таково, что вместо проката фильма героям пришлось играть театральные постановки. Все это действие сопровождается видениями Карла Окерблюма в виде клоуна.
Об этом фильме часто говорят в связи с картиной Бергмана «Седьмая печать» в ней принято видеть все тот же договор со смертью. Мне не кажется, что эта трактовка заслуживает особого внимания. Она несколько однобока. Нет у героев того бессмысленного, что движет рыцарем и его рукой на шахматном поле. Показывать фильм до последней капли денег и быть готовым к самоубийству это совсем другое. Есть специфический взгляд Бергмана на смерть и жизнь, которые настолько не разрывное перетекают друг в друга, что не понятно где одно, а где другое, но это не более, чем попытки прожить свой страх смерти….
Важно и то, как предстает перед нами великий Эрланд Юзевсон, который сыграл потрясающие роли в лучших фильмах И.Бергмана «Сцены супружеской жизни», «Страсть», «Шепоты и крики», «Лицом к лицу». Он играл в последних фильмах А.Тарковского и в «Хануссене» И.Сабо. В этом фильме он совсем другой- не доктор, но больной. Насколько его образ отражает больной разум художника-изобретателя Карла, за которым приходит «Клоун»?
На самом деле клоун не самый плохой друг, особенно если он девочка. Вспомним единственные гениальные стихи Есенина:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Собственно, каждый из нас имеет друзей, которых лучше бы не иметь, а вот герой фильма имеет своего друга клоуна. Стоит ли искать смыслы и смысл? Не думаю.