Ян Розенберг (герой Макса фон Сюдова- фильмы «Седьмая печать», «Час волка») руководил оркестром, а его красавица жена Ева (героиня Лив Ульман, гениальная актриса фильмы «Сцены супружеской жизни», «Лицом к лицу») играла на скрипке. На острове они собирали бруснику на продажу и как-то пытались жить. Вовремя не удачной попытки освободить остров их чуть не расстреляли. Но заступничество местного представителя оккупационного режима (герой Гуннара Бьернстранда знаковые фильмы Бергмана «Земляничная поляна», «Женщины ждут» ) спасло их. После этого он стал постоянно посещать супругов и откровенно домогаться к Еве, похоже успешно. В один из таких моментов его захватывают повстанцы. Предлагают отдать деньги в качестве выкупа, но Ян денег не отдает и даже лично убивает сотрудничавшего с фашистами ухажера своей жены. Дом супругов сжигают, и они долго скитаются. Ян становится из нежного руководителя оркестра мужчиной и даже убивает дезертира ради ботинок. Он спасает свою жену и себя, добыв место на лодке, которая идет на материк. Это прекрасный фильм с прекрасными актерами является одним из моих любимых.
Много говорят о том, что это антивоенный фильм и ищут в нем катарсиса. Пытаются толковать сон Евы, который она рассказывает в последний момент. Я же вижу в этом фильме, как и в другом фильме этого же периода и с этими же героями «Час волка» попытку осмысления отношений мужчины и женщина. Попытку понять роли и значение каждого в отношениях. Это, как «Женщины ждут», но не о границах в первую очередь, а о ролях. Ева сможет остаться с Яном только если сможет понять важность границ и их выстроить. Остальное…
Насилие, которому подверглась м=пара- рождало новое насилие. Мне хорошо понятно, что угрозы главы администрации и откровенные домогательства к женщине, которая любит и любима на глазах мужа, который любит не могло дать ничего, кроме того, что дало. Нежный и трогательный Ян, впадающий в ступор и не способный найти в мире своего места вдруг становится мужчиной в полном смысле слова. Быть мужчиной значит убивать врага и добывать еду, защищать самку и потомство. Возможно есть в этом что-то животное и нежные люди будут, говорить, что война пробудила зверя. Я скажу, что война дала Яну новое человеческое измерение и сделала его человеком. Нет я не о пользе войны.
Ева оплакивает своих не рожденных детей и видит убитого ребенка, маленькая девочка 1-2 двух лет. Что сказать? Сердце от этой сцены сжимается, и она мне снилась и будет сниться, наверно долго. Я много раз проклинал идейных людей, которые ради каких-то целей готовы убивать. Самое страшное, что от таких людей мир никогда не будет избавлен. Совсем не давно я пережил что-то не совсем оформивщееся во время просмотра спектакля РАМТ «Нюрнберг». Не знаю, как, но именно после этого я совершенно случайно запустил «Стыд» Ингмара Бергмана. Очень больно быть человеком, как пели узники Бухенвальда в опере Моше Вайнберга «Пассажирка» …
Фильм удивительный, Лив Ульман в пике своей красоты, первая сцена фильма она с голой грудью в кадре. Наверно мало зрелищ более прекрасных. Природа Форерских островов невероятна, настоящее чудо созданное суровыми северными красками, которое в своей сдержанной красоте заставляет смотреть в небо и благодарить. На этом фое происходит война, кровь и слезы, страдания и муки.
Ингмар Бергман великий режиссер, который остался великим в каждом своем фильме, не важно проходные ли это картины типа «Дьявольского ока» или роскошные полотна типа «Фанни и Александр». Для меня его творчество в конце 70-х достигло пика и он никогда до или после не был так хорош, как в это время. Фильм «Стыд» его великий фильм, который мы можем смотреть и учиться понимать, что такое человек.