Дочь психически больна. Отец переживает серьезный кризис. Сын тайно влюблен в свою сестру. Муж… Фарерские острова стали для Бергмана родным домом и именно там происходит действие значительной части его фильмов. Суровая красота и вековой покой этого места не может не вдохновлять и остров сам по себе играет в фильме заметную роль. Бергман для Швеции не просто рядовой режиссер, знаете Вы еще хотя бы одну страну, где режиссер был бы напечатан на деньгах? При этом это не мерзавец типа Михалков, но даже Михалков вылизывающий не в первом поколении любую власть не деньги не попал.
Я много смотрел этот фильм. Его чудовищная сила захватывает. Диалог психически больной девушки (героиня Хариет Андерсон) со шкафом, который заканчивается ее признанием, что она говорила с богом и тот предстал в виде таракана не может не волновать. В европейской культуре сложился целый корпус текстов и фильмов, которые имеют условное название «о молчании бога». Критики находят эту тему и в «Молчании» и в «Причастии». Человек отчаянно ищет и не может найти ответы на вопросы, испытывает кризис веры и пытается получить подтверждение, но получает в ответ только молчание. При этом, каждый из героев фильма получает свои ответы, своей собственной судьбой.
Мартин (герой Макса фон Зюдова) - муж сумасшедшей Карин, живет тем, что он стал всем миром для своей жены и любит он не ее, а себя внутри ее жизни. Он чувствует свою значимость и получает подтверждение своей ценности тем, что каждую минуту о ней заботится, она стала для него идеей, не случайно он ведет себя с ней, как с ребенком. Его образ очень важен для фильма. Он практически продолжает ту самую идею служения абстрактной идеи, что взял на себя в роли рыцаря в фильме «Седьмая печать».
Давид, отец Карин и Минкуса (герой Гуннара Бьернстранда) переживает кризис в связи со смертью жены и совершенно случайно не покончил с собой. Мартин упрекает его за то, что тот не живет своей жизнью, а просто ищет идеи для книги. В его словах много правды и не случайно в финале нам показывают его разговор с сыном- Минкусом. Мне вспомнилась его роль Эвальда, сына главного героя в фильме «Земляничные поляны». По сути в этом фильме он продолжает ту самую линию. Отказывается от жизни, от тепла и от привязанности и живет холодным и расчетливым служением людям и профессии. Там он был доктором, а тут писателем. При этом не смотря на гуманистичную направленность обеих этих профессий, он не видит людей.
Минкус младший сын- самая противоречивая фигура, гораздо более противоречивая, чем его больная сестра. Их отношения выходят за рамки общепринятых и Минкус влюблен в сестру. Сцена в лодке очень неоднозначна, и я не уверен, что у них не было половой близости. Учитывая, что Карин хоть и живет перепадами настроения и не может контролировать свой мир, чувствует людей лучше всех остальных. Не знаю, что сказала бы об этом фильме А.Лаувенг автор книги «Завтра я всегда бываю львом», но вот ее мнение меня очень бы заинтересовало. Голоса, которые управляют действиями Карин и от которых она ждет ответы на самые важные вопросы… Очень интересная, наверно штука. Даже обидно, что я никогда не слышал никаких голосов. Это я не к тому, что мечтаю, как Моше услышать Г-лос или совсем уж не хотел бы получить приказ, как Авраам.
Не менее интересна и сценка, которую дети решили преподнести своему отцу в подарок. Очень странная идея и она открывает много вопросов, которые, как это принято в Бергмана не имеют ответов. Величие Бергмана, как художника именно в вопросах. Его вопросы всегда больше и важнее ответов. Сам факт его вопросов открывает целый мир. Суровая притягательность его вопросов, как суровая природа Фарерских островов… Стоит признать, что возможно Бергман, как раз и является одним из главных деятелей протестантского мира и его фильмы, которые так или иначе развивают идеологию этого направления этики уперлись в то, что сформулировал И. А. Бродский. В то, что эстетика важнее этики. Наверно в изучении этого вопроса в его развитии и понимании и есть суть творчества Бергмана.
Критики и рецензенты, которых я мельком прочитал несут чушь используя традиционные механизмы понимания «Трилогии Веры»- цитируют библию и умничают по этому поводу. Все это так же далеко от Бергмана, как Флорида от Фарерских островов. Горячая вера наивного Петра и Павла так же далека от холодного Протестантизма. Протестантизм своей разумностью, пусть и кастрированной, как не удивительно близок к первоисточнику все религий и Истине.