И. Бергман. "Сквозь тусклое стекло".

И. Бергман. "Сквозь тусклое стекло".
22 дек 2016
Оцените материал
(108 голосов)

Пересмотрел фильм Ингмара Бергмана «Сквозь тусклое стекло». Это первый фильм из его знаменитой «Трилогии Веры». Следом идет «Причастие» и «Молчание». Фильм рассказывает о том, как члены семьи- отец, его сын и дочь с мужем собрались на отдыхе на острове Форе.

Дочь психически больна. Отец переживает серьезный кризис. Сын тайно влюблен в свою сестру. Муж… Фарерские острова стали для Бергмана родным домом и именно там происходит действие значительной части его фильмов. Суровая красота и вековой покой этого места не может не вдохновлять и остров сам по себе играет в фильме заметную роль. Бергман для Швеции не просто рядовой режиссер, знаете Вы еще хотя бы одну страну, где режиссер был бы напечатан на деньгах? При этом это не мерзавец типа Михалков, но даже Михалков вылизывающий не в первом поколении любую власть не деньги не попал.

Я много смотрел этот фильм. Его чудовищная сила захватывает. Диалог психически больной девушки (героиня Хариет Андерсон) со шкафом, который заканчивается ее признанием, что она говорила с богом и тот предстал в виде таракана не может не волновать. В европейской культуре сложился целый корпус текстов и фильмов, которые имеют условное название «о молчании бога». Критики находят эту тему и в «Молчании» и в «Причастии». Человек отчаянно ищет и не может найти ответы на вопросы, испытывает кризис веры и пытается получить подтверждение, но получает в ответ только молчание. При этом, каждый из героев фильма получает свои ответы, своей собственной судьбой.

Мартин (герой Макса фон Зюдова) - муж сумасшедшей Карин, живет тем, что он стал всем миром для своей жены и любит он не ее, а себя внутри ее жизни. Он чувствует свою значимость и получает подтверждение своей ценности тем, что каждую минуту о ней заботится, она стала для него идеей, не случайно он ведет себя с ней, как с ребенком. Его образ очень важен для фильма. Он практически продолжает ту самую идею служения абстрактной идеи, что взял на себя в роли рыцаря в фильме «Седьмая печать».

Давид, отец Карин и Минкуса (герой Гуннара Бьернстранда) переживает кризис в связи со смертью жены и совершенно случайно не покончил с собой. Мартин упрекает его за то, что тот не живет своей жизнью, а просто ищет идеи для книги. В его словах много правды и не случайно в финале нам показывают его разговор с сыном- Минкусом. Мне вспомнилась его роль Эвальда, сына главного героя в фильме «Земляничные поляны». По сути в этом фильме он продолжает ту самую линию. Отказывается от жизни, от тепла и от привязанности и живет холодным и расчетливым служением людям и профессии. Там он был доктором, а тут писателем. При этом не смотря на гуманистичную направленность обеих этих профессий, он не видит людей.

Минкус младший сын- самая противоречивая фигура, гораздо более противоречивая, чем его больная сестра. Их отношения выходят за рамки общепринятых и Минкус влюблен в сестру. Сцена в лодке очень неоднозначна, и я не уверен, что у них не было половой близости. Учитывая, что Карин хоть и живет перепадами настроения и не может контролировать свой мир, чувствует людей лучше всех остальных. Не знаю, что сказала бы об этом фильме А.Лаувенг автор книги «Завтра я всегда бываю львом», но вот ее мнение меня очень бы заинтересовало. Голоса, которые управляют действиями Карин и от которых она ждет ответы на самые важные вопросы… Очень интересная, наверно штука. Даже обидно, что я никогда не слышал никаких голосов. Это я не к тому, что мечтаю, как Моше услышать Г-лос или совсем уж не хотел бы получить приказ, как Авраам.

Не менее интересна и сценка, которую дети решили преподнести своему отцу в подарок. Очень странная идея и она открывает много вопросов, которые, как это принято в Бергмана не имеют ответов. Величие Бергмана, как художника именно в вопросах. Его вопросы всегда больше и важнее ответов. Сам факт его вопросов открывает целый мир. Суровая притягательность его вопросов, как суровая природа Фарерских островов… Стоит признать, что возможно Бергман, как раз и является одним из главных деятелей протестантского мира и его фильмы, которые так или иначе развивают идеологию этого направления этики уперлись в то, что сформулировал И. А. Бродский. В то, что эстетика важнее этики. Наверно в изучении этого вопроса в его развитии и понимании и есть суть творчества Бергмана.

Критики и рецензенты, которых я мельком прочитал несут чушь используя традиционные механизмы понимания «Трилогии Веры»- цитируют библию и умничают по этому поводу. Все это так же далеко от Бергмана, как Флорида от Фарерских островов. Горячая вера наивного Петра и Павла так же далека от холодного Протестантизма. Протестантизм своей разумностью, пусть и кастрированной, как не удивительно близок к первоисточнику все религий и Истине.

2
1
3
4
5
Прочитано 31403 раз Последнее изменение 23 дек 2016
Другие материалы в этой категории: « И. Бергман. "Молчание". К. Брея. "Интимные сцены". »

3 комментарии

  • Эрнест Мединович 17 янв 2017 написал Эрнест Мединович

    ==================================
    Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу;
    Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
    А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. [с.]
    ==================================
    Сквозь "тёмное" стекло или "тусклое", сути фильма не меняет. Сиволизм Бергмана вполне себе естественен и религиозный вопрос, через каждого героя... Собственно говоря, Карин (любимая жена, выпущенная из психологической больницы, и осознающая свое сумасшествие из за видений)..собственно через нее отражается догматизм религиозных приверженцев. Поиск Бога вне себя, или внутри себя, и чем это может закончиться, режиссер заставил меня в очередной раз окунуться в мир, где всё может оказаться ничем.

    Пожаловаться
  • Гребенщикова Анна. 17 янв 2017 написал Гребенщикова Анна.

    Бергмана конечно же хвалить любить и восхвалять и распространять его фильмы среди своих, чужих, знакомых. Я считаю, что как бы не менялись времена,а с ними нравы и понятия, человек, родившийся со взглядом дальше, глубже и выше, способен на прекрасное (качается не только описаний просмотренных фильмов, но и это большие баллы за знание. А знание высшая категория из ценностей нашего уклада. Если я начну углубляться в символизм Бергмана, то найдется ли аудитория...Вопрос. В моих силах коротко преподнести весь труд, проделанный "над" или "сквозь" тусклое стекло.
    И простите "не мальчишка", а младший брат Карин Минус, который в фильме стоит на перепутье. Религиозности в нем нет, но и теплом от близким не окружен. конечно его путь будет зависеть от его выбора...от судьба. Есть ли судьба (?)

    Пожаловаться
  • A. Tishinskaya 16 янв 2017 написал A. Tishinskaya

    Легендарный режиссер и мастер по созданию композиции. "Сквозь тусклое стекло " подтверждение всем хвалебным речам в его адрес. Бергман является таковым из-за невероятной способности видеть кадр,как картину. Сейчас практически не осталось таких зорких взглядов, если ты не фотограф от Бога.
    Его картины соотношу к высшей технике...Трейлер чего стоит, посмотрите как интересно расположена камера в момент, как мальчишка бежит к дому, наступая в бегу на край лужи...а камера сама то над ней самой так расположилась,что бы в кадр попал весь дом, лужица и часть дороги. а справа парень должен был так пробежать,чтобы в камеру ни капли не попало..Это тонкая и сложная работа, поэтому отрицательные отзывы даже не воспринимаю. Если человек решил смотреть эту кинокартину, зная режиссера, то о чем речь? Моя оценка, думаю, всем ясна. Спасибо за встречное.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены