Боюсь этот конфликт вообще исключительно женский и не доступный мужчинам в принципе. Все говорят о том, что это кино, где главные роли Ингрид Бергман и Лив Ульман и дальше рассуждают… Ингрид Бергман никогда не был для Ингмара Бергмана важной актрисой, а вот Лив Ульман да! Это главная актриса позднего Бергмана и его лирическая героиня номер один. Можно вспомнить и из детей и роман, который все же закончился разрывом. Она невероятно красива, но в этом фильме из нее сделали настоящее чучело. Я мог бы тоже в след за критиками говорить об этом, но не буду…
Придает ли дополнительный нерв картине то, что, Лив Ульман и Ингмар Бергман уже закончили свои любовные отношения, а прообразом матери-пианистки была одна из жен Ингмара? Что видела Лив Ульман в женщине, которой высказывала свои мысли и детские обиды мы никогда не узнаем. Ясно только, что главной фигурой этого фильма является отец и мать самого Бергмана. Я наверно, никогда не решусь рассказать о своих впечатлениях об его автобиографических книгах, но фигура холодных родителей есть в каждом его фильме. Вообще холод и суровая природа островов Балтики постоянный участник его фильмов.
Фигура матери, героини, которую пригласили погостить через семь лет после разрыва поистине трагична. Ее обожал первый муж и отец дочерей, которому она даже не считала нужным изменять, а просто открыто жила с другими мужчинами. Он сидел без денег с дочерями и его смерть обходится фигурой молчания. Это создает контраст со смертью любовника, которую всей семьей много обсуждают, как огромную потерю. Дочь жила в тени великой матери и стремилась ей угодить. Мать не могла разделить близость не с кем из живых. Она не помнила, что бы родители обнимали ее или говорили ей что-нибудь ласковое… Только музыка была ее страстью и только в музыке находила она тепло. Даже ее любовник Виктор не был ей по-настоящему близок. Это наглядно видно, когда та подсчитывает свои деньги и те деньги, что он ей оставил. Могла ли дочь дать ей необходимое тепло? Младшая из последних сил пытается ползти, чтобы просто обнять свою маму… Просто обнять, как просто и как трудно. Если бы люди обнимали друг друга, как много проблем исчезло бы, как просто можно пережить самое трудное. Я часто думаю о фильме Бергмана «Земляничные поляны» с суровой фигурой врача, который кажется мне похожим на отца Бергмана. Для него объятие невозможно, а, например объятия в «Шепотах и криках»….
Дочь по-настоящему страшная женщина. Она не любит своего мужа и откровенно ему об этом говорит. У них был ребенок, который казалось заполнил все то, что может и должно заполнить тепло и близость. Но ребенок утонул, и героиня живет с ним в мире, который создало ее воображение. Живые люди- больная сестра, муж, который ее любит, мать для нее существуют только, как обыденные участники обыденного представления, которое и называется жизнь. Она пишет письма и эти письма важнее всего прочего для понимания ее. Мать покидая ее говорит о щедрости, которая проявляется в музыке, но щедрость не черта героев Бергмана и особенно этого фильма.
«Осенняя соната» получила две номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Фильм снимался в условиях наиболее трудных для Бергмана с точки зрения поиска денег. Фильм камерный и удивительно трагичный. Люди с годами не становятся ближе, прощать им все сложнее и найти дорогу друг к другу невозможно. Так устроен человек и так ему жить. Поиск тепла и оснований для жизни. Боль и страдания, тяжесть и безнадежность. Можно, конечно, как муж героини просто стать наблюдателем и смотреть на мир, как на кино из-за стекла. Проверенный рецепт, но этот рецепт из тех, что нигде не отоварить потому, что в аптеках жизни его не принимают.
Я не хочу ничего писать об этом фильме, это больно и трудно. Зачем тогда пишу? Бергман совершенно особенный режиссер, каждый его фильм становится частью жизни зрителя и пережитый опыт определяет вашу дальнейшую жизнь. Это по-настоящему мистическое явление, кино, которое меняет судьбу, мало ведьм или психологов, совсем мало обрядов или перфомансов или тренингов, который по силе своего воздействия могут сравниться в фильмами Бергмана.
Хотите поменять судьбу, хотите получить опыт, который изменит все в вас и соответственно для вас? Смотрите его фильмы. Я посмотрел все его фильмы от первого до последнего несколько раз и могу точно сказать- работает.
Знаете, удивительно, но не только малообразованный неистовый Белинский признавал романы Жорж Санд гениальными, но и Тургенев и даже Достоевский. Сейчас понятно, что они ошиблись и в этом и во всем остальном. Их писание приблизили Октябрьскую Революцию и привели Россию к тому ужасающему положению в котором она находится… Но почему же они так любили нравоучительные двухходовки Жорж Санд? В фильмах Бергмана нет ничего двухходового и поэтому… Боюсь их скоро запретят.