И. Бергман. "Фанни и Александр".

И. Бергман. "Фанни и Александр".
12 сен 2017
Оцените материал
(111 голосов)

Пересмотрел в который раз гениальный фильм «Фанни и Александр» (1982-1893) гениального режиссера Ингмара Бергмана. В тот раз я смотрел самую длинную, так называемую телевизионную версию фильма из четырех серий и с общим хронометражем около 5 часов. Это один из лучших фильмов позднего периода творчества Бергмана и этот период связан с телевидением. Возможно великий художник понимал, что кино выродится и останется, как искусство только в виде сериалов. Большой же экран захватят поделки типа «Валериан и город тысячи планет» продюсера Люка Бессона, а лидерами проката станут фильмы из жизни смайликов в телефоне. Молодежь удручает…

Это кино рассказывает историю из жизни шведской семьи Экдаль. Семья владеет театром и рестораном. Семья представлена матерью- Хеленой Экдаль (Гунн Вальгрен)- вдовой (воплощенная мудрость)- она в прошлом великая актриса, но по собственному признанию больше всего любила роль мамы, которая еще при жизни мужа имела друга-любовника Исаака Якоби (роль исполнил великий Эрланд Юзефсон («Невыносимая легкость бытия» реж.Кауфман, «Осенняя соната», «Час волка», «Лицом к лицу» И.Бергмана и «Хануссен» И.Сабо))- в фильме его роль ключевая, и тремя женатыми сыновьями.

Это Оскар Экдаль (Алан Эдвалл (снимался у Бергмана «Око Дьявола», «Девичий источник», «Причастие»)), его жена Эмили (Эва Фрелинг- невероятные глаза!) и их дети Фанни и Александр- фильм показан их глазами, вернее глазами Александра. Это старший сын, он играет на сцене, как и его жена. Обладает огромным актерским талантом, его выступление перед актерами на Рождество и монолог для детей о стуле, как и предсмертная репетиция, где он исполняет роль «Тени отца Гамлета»- свидетельствуют об этом.

Сын- ресторатор и бизнесмен, а также дамский угодник Густав-Адольф (Ярл Кулле снимался у Бергмана «Дьявольское око», «Женщины ждут», «Улыбка летней ночи») его жена Альма (Мона Мальм снималась у Бергмана «Седьмая печать», «Улыбка летней ночи»), которая обожает своего не путевого мужа и заботится о нем невероятно. Любовница мужа- с одобрения жены, которая рожает ему дочь в конце фильма служанка Май и их дети. Пара наслаждается жизнью и являет собой настоящий образчик человеческого счастью и благополучия.

Сын- профессор Карл Экдаль и его жена немка Путте. Эта пара являет собой подтверждение тезиса «она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним». Они счастливы своим трудным счастьем со слезами и без удовольствия от жизни, их сотрясают скандалы и вечное безденежье.

В семье происходит несчастье- умирает старший сын Оскар и через год, его жена принимает предложение епископа- выходит за того замуж. Как типичный представитель христианской церкви он подонок и лицемер. Издевается на детей и третирует жену, которая забеременела. Только вмешательство Исаака Якоби помогает ей освободиться. Он сначала выкрадывает детей пользуясь алчностью, типичной для попов, а потом с помощью магии убивает подонка. Семья соединяется и снова начинает жить театром. В конце Эмили дает свое свекрови пьесу Сведенберга и предлагает вернуться на сцену. Звучат строки из пьесы… «Пространства и времени не существует, мы рисуем по тонкой конве реальности».

Фильм наполнен мистикой и рассказ, переданный Александру в виде майсы Якоби вообще можно считать завещанием Бергмана, который он потом повторял и не раз. Еврей (Изра-Эль – идущий к свету) в фильме показан таким, каким он создан. Это тот, кто несет свет и избавление всем, кто попал в беду, его мистическая сила, а фильм очень сильно на этом замешан, делает желания людей реальностью и превращает мысли в материальную силу.

Еврея каждому нуждающемуся посылает Т-орец в самую тяжелую минуту, как шанс на спасение, который нужно только понять! Если ты сам еврей то нужно ничего не бояться и идти к С-ету и нести его ибо силы будут тебе даны и мир построишь ты, какие бы влиятельные попы и «мракобесныесудьимосгорсудов» не стояли на пути С-ета! Стоит напомнить, что образ Епископа для Бергмана во многом образ его отца- протестантского попа. Фильм несет такой антирелигиозный посыл, что его можно считать пособием по атеизму. Христианство зло абсолютное- это ясно, но стоит понимать, что мерзавец-епископ протестант, а насколько больше лицемерия и зла несут католики, ну а если говорить о православных попах, то вообще слова проклятия покажутся благословением.

Остается набраться сил и ждать, когда же Т-орец явит свою мудрость нам не посвященным и снесет все скверну в мире.

Принято говорить, что это фильм о протестантском лицемерии и обличать Густава-Адольфа, который после ободренного женой соития с любовницей, заваливает в постель жену. Он заставляет любовницу, ребенка которой признает, опять же с санкции его великой жены Альмы своим работать в подаренной кондитерской, а та мечтает вырваться с его дочерью из-под опеки… Не знаю, мне очень нравится Густав-Адольф и я хотел бы прожить и его жизнь, он уж точно знает о жизни больше, чем его сдержанный страдающий брат Карл. Я не вижу в его жизнелюбии ничего плохого.

Оскар отец Александра и Фанни- которая не настолько закрытая и принимающая, фигура трагическая поистине гамлетовского или скорее шекспировского размаха. Собственно, Бергман и Шекспир знали о мире одинаково много… Александр, фильм в общем история его взросления- впечатлительный и ранимый, стойки и сильный, человек- творящий миры, хоть и начинает с убийства, но строит свой мир. Я старательно делаю вид, что не читал воспоминаний Бергмана. Но я помню его отношение к матери и с попом отцом, как он душил сестренку тоже.

Фильм больше чем фильм и его надо смотреть - часто.

Прочитано 6685 раз Последнее изменение 19 сен 2017

2 комментарии

  • Евгения Васильева 20 дек 2018 написал Евгения Васильева

    5 часов для фильма это много. Но его спасает то, что фильм разбит на части. Получается такой своеобразный сериал, можно остановиться, выдохнуть
    Но не все части одинаковы интересны, некоторые затянуты, некоторые цепляют. Но большего всего цепляют костюмы, картинки, которая создается для зрителей. Наверное, ради этого можно потерпеть 5 часов)

    Пожаловаться
  • Алиса Котова 18 июнь 2018 написал Алиса Котова

    Наверное, для 70-х этот фильм был нечто новым, глотком свежего воздуха. Да, он полон красок и есть непонятные места, но они цепляют.
    Удивляет точности и детали картины, ты как будто полностью погружаешься в нее и начинаешь сопереживать героям, думать как бы сам поступал в той или иной ситуации. Удачно подобранные актеры дополняют атмосферу кино. Это единое целое, одно бы не существовало без другого.
    Единственный минус фильма - 5 часов. К этому надо быть готовым

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены