Это кино рассказывает историю из жизни шведской семьи Экдаль. Семья владеет театром и рестораном. Семья представлена матерью- Хеленой Экдаль (Гунн Вальгрен)- вдовой (воплощенная мудрость)- она в прошлом великая актриса, но по собственному признанию больше всего любила роль мамы, которая еще при жизни мужа имела друга-любовника Исаака Якоби (роль исполнил великий Эрланд Юзефсон («Невыносимая легкость бытия» реж.Кауфман, «Осенняя соната», «Час волка», «Лицом к лицу» И.Бергмана и «Хануссен» И.Сабо))- в фильме его роль ключевая, и тремя женатыми сыновьями.
Это Оскар Экдаль (Алан Эдвалл (снимался у Бергмана «Око Дьявола», «Девичий источник», «Причастие»)), его жена Эмили (Эва Фрелинг- невероятные глаза!) и их дети Фанни и Александр- фильм показан их глазами, вернее глазами Александра. Это старший сын, он играет на сцене, как и его жена. Обладает огромным актерским талантом, его выступление перед актерами на Рождество и монолог для детей о стуле, как и предсмертная репетиция, где он исполняет роль «Тени отца Гамлета»- свидетельствуют об этом.
Сын- ресторатор и бизнесмен, а также дамский угодник Густав-Адольф (Ярл Кулле снимался у Бергмана «Дьявольское око», «Женщины ждут», «Улыбка летней ночи») его жена Альма (Мона Мальм снималась у Бергмана «Седьмая печать», «Улыбка летней ночи»), которая обожает своего не путевого мужа и заботится о нем невероятно. Любовница мужа- с одобрения жены, которая рожает ему дочь в конце фильма служанка Май и их дети. Пара наслаждается жизнью и являет собой настоящий образчик человеческого счастью и благополучия.
Сын- профессор Карл Экдаль и его жена немка Путте. Эта пара являет собой подтверждение тезиса «она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним». Они счастливы своим трудным счастьем со слезами и без удовольствия от жизни, их сотрясают скандалы и вечное безденежье.
В семье происходит несчастье- умирает старший сын Оскар и через год, его жена принимает предложение епископа- выходит за того замуж. Как типичный представитель христианской церкви он подонок и лицемер. Издевается на детей и третирует жену, которая забеременела. Только вмешательство Исаака Якоби помогает ей освободиться. Он сначала выкрадывает детей пользуясь алчностью, типичной для попов, а потом с помощью магии убивает подонка. Семья соединяется и снова начинает жить театром. В конце Эмили дает свое свекрови пьесу Сведенберга и предлагает вернуться на сцену. Звучат строки из пьесы… «Пространства и времени не существует, мы рисуем по тонкой конве реальности».
Фильм наполнен мистикой и рассказ, переданный Александру в виде майсы Якоби вообще можно считать завещанием Бергмана, который он потом повторял и не раз. Еврей (Изра-Эль – идущий к свету) в фильме показан таким, каким он создан. Это тот, кто несет свет и избавление всем, кто попал в беду, его мистическая сила, а фильм очень сильно на этом замешан, делает желания людей реальностью и превращает мысли в материальную силу.
Еврея каждому нуждающемуся посылает Т-орец в самую тяжелую минуту, как шанс на спасение, который нужно только понять! Если ты сам еврей то нужно ничего не бояться и идти к С-ету и нести его ибо силы будут тебе даны и мир построишь ты, какие бы влиятельные попы и «мракобесныесудьимосгорсудов» не стояли на пути С-ета! Стоит напомнить, что образ Епископа для Бергмана во многом образ его отца- протестантского попа. Фильм несет такой антирелигиозный посыл, что его можно считать пособием по атеизму. Христианство зло абсолютное- это ясно, но стоит понимать, что мерзавец-епископ протестант, а насколько больше лицемерия и зла несут католики, ну а если говорить о православных попах, то вообще слова проклятия покажутся благословением.
Остается набраться сил и ждать, когда же Т-орец явит свою мудрость нам не посвященным и снесет все скверну в мире.
Принято говорить, что это фильм о протестантском лицемерии и обличать Густава-Адольфа, который после ободренного женой соития с любовницей, заваливает в постель жену. Он заставляет любовницу, ребенка которой признает, опять же с санкции его великой жены Альмы своим работать в подаренной кондитерской, а та мечтает вырваться с его дочерью из-под опеки… Не знаю, мне очень нравится Густав-Адольф и я хотел бы прожить и его жизнь, он уж точно знает о жизни больше, чем его сдержанный страдающий брат Карл. Я не вижу в его жизнелюбии ничего плохого.
Оскар отец Александра и Фанни- которая не настолько закрытая и принимающая, фигура трагическая поистине гамлетовского или скорее шекспировского размаха. Собственно, Бергман и Шекспир знали о мире одинаково много… Александр, фильм в общем история его взросления- впечатлительный и ранимый, стойки и сильный, человек- творящий миры, хоть и начинает с убийства, но строит свой мир. Я старательно делаю вид, что не читал воспоминаний Бергмана. Но я помню его отношение к матери и с попом отцом, как он душил сестренку тоже.
Фильм больше чем фильм и его надо смотреть - часто.