И. Бергман. "Час волка".

И. Бергман. "Час волка".
11 апр 2017
Оцените материал
(172 голосов)

Пересмотрел трудно сказать в какой раз фильм гениального режиссера Игмара Бергмана «Час волка» (1968). Это один из любимых фильмов основного автора проекта и поэтому он не будет даже пытаться быть объективным. Возможно мировое кино не знало более пронзительной истории.

Это не просто история того, как главный герой- художник Юхан Борг (герой Макса фон Зюдова) постепенно погружается в безумие с точки зрения обывателя. Или скорее перемещается в мир своего сознания и полностью вытесняет рассудок. Помните завещание В.Набокова «как Родине будь вымыслу верна». Это еще и история настоящего соединения женщины и мужчины. Великая Лив Ульман, которая исполняет роль жены художника перемещается вместе с ним в это мир. Лив Ульман беременна не только по сюжету, но и на самом деле, возможно это особое состояние позволяет ей сыграть роль так, что понимаешь- кино для нее совсем не игра.

Конечно, каждый режиссер и особенно Бергман снимает кино только о себе. Макс фон Зюдов играет самого Бергмана, а Лив Ульман, которая в тот момент беременна от Бергмана проживает то единение между мужчиной и женщиной, что делает жизнь осмысленной. Созданные воображением люди, которые живут в замке с 16 века и являются вампирами, зомби и маньяками. Именно они оставляли следу у окон домика и именно они являются настоящими свидетелями и источником духовной жизни художника. Смысл уединения на острове и состоит в том, что, очистившись от суеты вдруг понимаешь, что мир вне тебя вообще не существует. Попробуйте прожить в полном одиночестве пару недель, и вы согласитесь со мной. Мир, где люди едят, сражаются за более красивую машину, по чьему-то мнению, или более понтовую шмотку, кажется всем реальным. Но он существует только потому, что людям страшно жит в настоящем мире своего воображения. Люди боятся быть собой и ищут разнообразные бредовые опоры типа профессионализма, богатства или любви. Ведь то, что понятно дворнику уж точно существует на самом деле, а то, что никто не видит это плохо и болезнь. На самом-то деле все ровно наоборот, но признать это так страшно, что лучше даже не осуждать. Для понимания Бергмана нужно много молчать и не общаться ни с кем, кроме себя. Это понимание будет состоять в том, что вы сумеете оценить реальность образов вашего сознания. Главное не свалиться в магию, понимая, как устроен мир очень хочется дергать за веревочки, но вот если нет никого рядом, кто пояснит… Можно додергаться.

Бергман наделяет героя фон Зюдова собственными чертами и если обратиться к его автобиографическим произведениям, то почти дословно воспроизводит свои отношения с матерью и отцом, как источник страхов, которые сопровождали его всю жизнь и служили для него источником творческого вдохновения. Обычно говоря об этом фильме почему-то принято возвращаться к его фильму «Персона», наверно потому, что большая часть кинокритиков не смотрит фильмы о которых пишет и к тому же глупа. Фильм перекликается скорее с его работой «Сквозь тусклое стекло» и не только темой безумия героев. У безумия разные источники и оно другое. Но это как мальчик из «Молчания» и «Персоны» не формирует суть, так и не формирует суть — это безумие. Безумие и не соотнесения человеком себя с миром, это всегда вопрос прежде всего реакции окружения. Девушку из «Сквозь тусклое стекло» простите за каламбур, «можно трахать». Она может жить нормальной жизнью, если найдет любящего и заботливого человека, а не стремящегося ее вылечить «осла» (героя фон Зюдова и отвратительного брата, который как раз и пытается ее трахать). В фильме «Час волка» нам как раз и показали, что бывает, если окружение принимает твою не соотнесенность с миром и разделяет ее. В «Персоне» не соотнесённость граничит с игрой в дочки матери, тут она реальна потому, что все происходит в рамках стандартного «полового партнерства».

Замечу только, что в фильме Бергмана «Лицом к лицу» показано, как проживая жизнь в мире, которого не существует героиня может спокойно собраться в финале на работу и стать нормальной для остальных, которые в общем даже не задаются вопросом о нормальности. Является ли кинематограф для Бергмана тем инструментом, которые удерживает его в мире дворников? Он позволяет ему прожить в мире своего разума достаточно и при этом не оторваться от мира дворников на столько, чтобы перестать быть понимаемым? Очень хочется привести слова Локана на эту тему, но локановский дискурс для меня пока чужд. Хотя психоанализ и его продолжатели могут выстроить в данном фильме много довольно связных и последовательных линий, даже предложить набор терапий. Вопрос только в том, кого лучше лечить? Женщину, которая отказалась от своего «человеческого» выполняя библейский завет о слиянии с мужем или мужа, который давно и плотно живет в мире своего переосмысленного опыта? Мы, даже не художники, а простые писаки «Пустой жизни, Пустых людей» часто видим образы, которые кажутся нам логичными и ведущими туда, куда следует, при этом для «дворников» эти образы не только отсутствуют, но и вообще даже по факту наличия кажутся случайными зарисовками судьбы.

Ну и конечно отдельное прекрасное в фильме это Фарерские острова. Лучшее и самое красивое место в мире. Я убежден, что там живут те самые обезьяны, что стали героями Романа П.Хега «Женщина и обезьяна». Ну и если не вышучивать, чем меньше людей находится на расстоянии 300-500 километров тем больше вероятность того, что ваш внутренний мир оживет в виде реальных замков и прочих дам с зонтами.

Для реалистов замечу, что час волка между 3-4 часами ночи очень тесно связан с тем, что именно в 3-00 происходит смена большинства караулов и это совсем не случайно. Хотя мне ближе условно «хасидское» толкование этого времени, как района 12 часов, именно тогда можно чаще всего отчетливо и ясно видеть то чего нет.

Прочитано 2472 раз Последнее изменение 14 апр 2017

3 комментарии

  • Алиса Котова 24 мая 2018 написал Алиса Котова

    Очень интересный фильм. По началу вообще разочаровываешься в фильме. Вроде бы все в стиле Бергмана, медленно.. Вообщем фильм развивается очень медленно, иногда даже скучно и постоянно хочется выключить. Но после полчаса меняют представление об этом фильме.
    Такое чувство, что последние минуты из другого фильма или их снял какое-то другое режиссер. Получается полное погружение в темное подсознание другого человека...
    Если бы фильм был таким и в начале, и в конце, то был бы настоящий шедевр. А так.. неплохое кино

    Пожаловаться
  • Millenium2000 26 апр 2017 написал Millenium2000

    _____________________________Бергман - это такой человек, которого либо понимаешь с полуслова, не задаваясь никакими глупыми вопросами, либо отказываешься принимать его действительность через фильмы. Для таких фильмов не нужна подготовка моральная, физическая, не нужно ждать какого то определенного настроения или состояния. Это состояние "бергмановское" и оно либо претендует время от времени на первенство в вашей душе, либо нет. Иного я не рассматриваю. Фильм не реальный. Фантастика. Черная фантастика, где нет места свету. Лишь светлые волосы актриссы Лив Ульман просвечиваются________________________________

    Читая слоган уже можно понять что вас ждёт.
    «'The Hour of the Wolf' is the hour between night and dawn.
    It is the hour when most people die.
    It is the hour when the sleepless are haunted by their deepest fear, when ghosts and demons are most powerful»
    [ «Час Волка-это час между ночью и рассветом.
    Это тот час, когда большинство людей умирает.
    Это час, когда бессонных людей преследуют самый большой их страх,
    Это час, когда призраки и демоны являются самым мощным явлением.]

    Пожаловаться
  • Нелли Ермолаева 12 апр 2017 написал Нелли Ермолаева

    Зачастили Вы однако ж с Бергмановскими фильмами...но я вас понимаю)) он мне тоже приятен в некотором роде, Некоторый его фильм просто спас меня в один момент... если быть точнее , то "Око дьявола". Такая комедия, с драмой и фэнтези.. Сатира в сухом веществе - дело полезное. Приземляет с небывалой скорости и неударяет. .А медленно подносит лицо к земле..
    Час волка [Vargtimmen] смотрела из-за одной актрисы...Ингрид Тулин (она прекрасна,добавить нечего). Фильм имеет достойное место среди весомых фильмов. Его фильмы смотреть можно без претензий, с осознанностью сюрреализма. &7 баллов

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены