Практически каждый кадр мог бы украсить рекламный плакат или обложку глянцевого журнала. Давно я не видел таких красивых фильмов! Я бы даже попытался сравнивать — но не в плане поиска плагиата, а скорее корней — этот фильм с работами Питера Гринуэя. Вполне вероятно, в мой адрес будут возражения, но на самом деле корни тут совершенно очевидны; возможно, это даже не продолжение тенденций, а витающая в воздухе стилистика, но ее присутствие безусловно.
Сюжет фильма структурно выстроен, но при просмотре это довольно трудно почувствовать. Рождается ребенок и, как писал французский писатель Бернард Вербер в «Империи Ангелов» (мы рассказывали о его книгах нашим читателям), чтобы он забыл свои прошлые жизни, ангелы прикладывают к его губам пальцы. Но однажды ангел этого не сделал. Нам понятно, что такое невозможно, — ангел лишен свободы воли, и у него нет шансов заслужить или не заслужить ее в этом мире, а значит, так поступить по замыслу он не мог. Но на то и фильм, чтобы говорить о невозможном; для многих людей и вовсе Иисус — Бог.
Далее этот ребенок, являясь архитектором нескольких жизней, совершает выбор: догнать поезд и остаться с мамой или же не догнать его и остаться с отцом. От этого выбора зависит некий набор его последующих жизней. Зрителю показывается довольно живописный набор прожитых жизней, которые упираются в разные точки выбора. Обо всём этом вспоминает 118-летний старик, который оказался в новом обществе. Это общество «практического бессмертия», когда люди оказываются в ситуации бесконечной жизни. Понятно, что такое общество деградирует ударными темпами и даже наше современное гораздо приятнее, хотя, разумеется, такое трудно представить…
На протяжении фильма спутницами героя становятся Анна, Элиза, Джин, и выстраивание отношений с ними определяет его жизнь. Здесь можно сказать, что правильнее было бы говорить о кошках, отношения с которыми важнее, но автор, видимо, страдал аллергией и не понимал, как важны кошки… Последние в кадре всё-таки появляются, но слишком редко.
Режиссер пытается играть с цветом. Девушки — спутницы героя в разных жизнях — одеты в платья разного цвета. Эти цвета определяют психолого-эмоциональную окраску жизни с каждой из них. Не слишком ли большая роль для женщины? Возможно, малое количество кошек — это единственная моя претензия к фильму. Понятно, что и смысла в нём немного, но не стоит за это упрекать режиссера. Каждый, кто сталкивался с отделом продаж и его менеджерами, хорошо понимает, что среднестатистический человек — как в России, так и на Западе — не может удержать в голове даже одну простую мысль, и чтобы быть успешным, нужно опуститься до уровня зрителя.
Вообще фильм набит мыслями, которые стали банальностями, — от «эффекта бабочки» до «врожденных страхов» и всеобщей энтропии, исходящей из второго закона термодинамики. Выражены они довольно привычно для зрителя, и считать их мыслями могут толко те, кто склонен к разговору с телевизором и не отягощен способностями к анализу. Но тем не менее такие детали придают фильму приятный флер интеллектуальности.
Над фильмом работали:
Жако Ван Дормель. Жако Ван Дормель очень приятный режиссер. Его дебют был стремителен, за фильм «Тото-герой» он получил сразу две Каннские «Золотые пальмовые ветви» в специальных номинациях для дебютантов и «Серзар» за лучший фильм на иностранном языке. Его фильм «Новейший завет», как и фильм «День восьмой» получил номинации на «Золотую пальмовую ветвь». Учитывая, как мало он снимает это впечатляющий результат.
Джаред Лето. За фильм "Даллаский клуб покупателей" режиссера Жана-Марка Валле получил "Оскар" и "Золотой глобус" в номинации лучшая мужская роль второго плана. Известен так же по режессерской работе в фильме "Артефакт".
Сара Полли. За работу над сценарием к фильму "В дали от нее", где она же выступила и режиссером была номинирована на "Оскар". Учитывая ее возраст, можно ждать еще много славных свершений.
Диана Крюгер. Очень красивая девушка. В 2003 году получила "Золотую пальмовую ветвь" в номинации "Приз Шопар самой многообещающей актрисе". Далее следовала "Золотая пальмовая ветвь" за "Лучшую женскую роль" в фильме "На пределе" режиссера Фатиха Акина. Широкой публиен известна по роли в фильме "Бесславные ублюдки" Тарантино ( за эту роль получила Премию Гильдии актеров в номинации "лучший актерский состав" и номинацию на премию лучшая женская роль второго плана.
Фильм изобилует красивыми кадрами. Не случайно именно за технические достижения он получил основные награды на фестивалях, которые, впрочем, весьма скромны. Однако фильм к просмотру можно рекомендовать смело.