Это притча, история взросление мальчика Оскара и Германии. Причем, как в отношении Германии, так и в отношении мальчика обобщение и метафоры превосходят все возможные временные рамки и выходят на уровень общечеловеческой истории. История нацизма и Германии, Второй мировой войны кажутся мелкими на фоне происходящего не только в книге, но и в фильме. Я не поклонник Шлендорфа и Граса их напряженная сексуальность слегка угнетает, но фильм и правда вышел замечательный.
Действие начинается с рассказа мальчика (героя Давида Беннента) о том, как была зачата его мать. Произошло это на картофельном поле около Данцига. Его мать появилась в результате того, что его бабушка прятала своего будущего мужа от полиции под юбками. Мать (героиня Ангелы Винклер), Агнес, любила двоюродного брата Яна Бронски (герой Даниэля Ольбрыхского), но замуж вышла немца Альфреда Мацерата, который вкусно готовил. Такая трогательная метафора Кошубии (провинции Данцига, жители, которой не считали себя ни поляками, ни немцами). Кто отец Оскара неизвестно. Его мать будучи замужем открыто сожительствовала с кузеном, и ее муж не возражал. Сцены этого достаточно откровенны. В три года, примерно в 1927 году Оскар решает, что больше расти не будет. Еще одна метафора- Германия в этот момент, пережив проигранную Первую мировую Войну стали деградировать в нацизм.
Далее прекрасная метафора с барабаном, который заменил мальчику все. Красивые сцены, которыми наполнен фильм. Их можно перечислят бесконечно. Сцену о том, как Оскар сбивает ритм марша на собрании нацистов, как он вручает барабанные палочки ангелу в костеле, как семья вешает портрет Гитлера, вместо Бетховена и как его снимает, как и истории про лопающееся стекло от крика мальчика не описал только ленивый. Так же только ленивый не смаковал, как мальчику рассказывают истории оргий Распутина или ловлю угрей с помощью лошадиной головы. Как умирает мать Оскара переев рыбы не желая рожать еще одного ребенка, отец, которого неизвестен. Интересно и то, как Оскар работал в шоу карликом, там метафор просто невероятное количество и их разбирать скорее скучно. Кино смотрится прекрасно и без анализа. Трогательно, как он соблазняет жену своего второго отца Мацерата. Эти сцены вообще вели к тому, что ортодоксы христиане боролись с фильмом. Сцены полны эротизма, но не педофилии, хотя… В общем, кто отец ребенка, наш Оскар или его предполагаемый отец неизвестно. Вот такое будущее Германии.
Оскар в результате убивает своих предполагаемых родителей. Он заманивает Яна на почту, где идет война между поляками и нацистами и того в последствии расстреливают. Мацерату он вручает значок нацистской партии в момент прихода войск СССР и того расстреливают. Образ солдата освободителя прекрасен! Первым делом советские воины насилуют женщин. Ну и их облик!!! Солдатик бурят, прямо как освободители Украины. На похоронах второго отца наш Оскар решает расти. Начинается новый период….
Над фильмом работали:
Фолькер Шлендорф, выдающийся режиссер. Кроме главной пальмовой ветви за фильм «Жестяной барабан» (1979). Он получил «Золотые пальмовые ветви» Каннского кинофестиваля в номинации «Приз ФИПРЕССИ» за фильмы «Молодой Терлесс» (1966). Так же он дважды номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» за фильмы: «Убийство случайное и преднамеренное» и «Махаэль Кольхаас- бунтарь». Мы писали о его фильме «Рассказ служанки».
Давид Беннент, через 30 лет, он сыграл во втором фильме Шлендорфа «Ульжан». Снялся в большом количестве фильмов, но особенно его актерская карьера не состоялась.
Ангела Винклер, сыграла в четырех фильмах Шлендорфа. «Война и мир», «Поруганная честь Катарины Блюм», «Германия осенью» и конечно в фильме «Жестяной барабан». Кинонаград не имеет.
Даниэль Ольбрыхский. Сыграл в 15 фильмах Анджея Вайды, в 10 фильмах Кшиштофа Занусси. В 4 фильмах Клода Лелуша. В 2 сериалах Агнешки Холланд. Нужно ли еще что-то говорить об этом актере?