Известно, что ему принадлежал остров, на котором был реставрирован дом, где прошли последние годы его не простой жизни. Но то, как он любил Турцию и как много времени там проводил для меня было не совсем известно. Фильм в общем рассказывает только о его жизни в Турции и всем, что связывало Нуреева и Турцию.
Не могу сказать, что взрывной и импульсивный Нуреев мой герой, мне ближе, конечно, высокий пряжек и грация, например Барышникова. Но Нуреев по-своему прекрасен и безусловно совершенно уникален и как танцовщик и как хореограф. Фильм знакомит нас и с турецким балетом. Понятно, что сейчас балет в Турции переживает не лучшие времена. Но сам факт того, что там есть такие балерины, как были показаны на экране, очень радует. Радует и то, что они считают своими корнями именно советский балет, тот, который создали уже без Дягилева, в котором Лопухин и Ваганова просто люди, которые готовят молодежь. Собственно весь балет европейски и американский так или иначе ведет отсчет от дягелевской труппы и только с появление Аштона и Кранко появляется нечто большее. Рождается Макмилан, Килиан и прочее.
Сам фильм кажется довольно нудным. Нам рассказывают о том, как Рудольф Нуреев тосковал по дому, из которого бежал и маме, которую ему, кажется, дозволили увидеть. Будучи татарином из Уфы, он нашел в Турции очень похожий язык и очень похожую культуру. В общем это по большому счету, как и культура Азербайджана что-то примерно одинаковое. Он видел маму в турецких старушках и это несло ему, я не знаю, что это несло ему кроме боли, но видимо он в этом находил что-то другое.
Больше всего меня в фильме поразили кадры того, как станцевав несколько блестящих па на репетиции Нуреев шел за кулисы шагом человека совершенно измученного и лишенного какой бы то ни было грации. Несколько раз я видел его походку, и она меня удивляла. Много внимание в фильме уделяется турецкому колориту – коврам, плитки в мечетях и прочим восточным красивым вещам. Кашемировые пестрые ткани и невероятное буйство красок базара. Противостоит этому море, которое, особенно в документальных съемках с Нуреевым, видимо на бытовую камеру, кажутся тусклыми.
Страсть Нуреева к раздеванию общеизвестна и кадры его голой задницы и прочего никого не удивят, но их, как мне показалось не пропорционально много. В общем есть в кадре и его любовники, но об этой части его жизни ничего не говорится. Есть много разговоров о том, как он был одинок и в какой роскоши находился. Есть разговоры о тоске по маме и кадры восточного базара.
Наверное, можно было бы рассказать больше о вкладе Нуреева в турецкий балет, но как-то все прошло в скользь. Вообще Нуреев человек прошел в скользь. Не понятно зачем в конце даны кадры попыток тяжело больного Нуреева упражняться. Нет в конце хрестоматийных кадров его прощания с балетом на коляске, и могила показана в скользь.
Мне показалось, что это фильм не о танцоре Нурееве, а скорее фильм о взбалмошном богатее Нурееве, который ведет странный образ жизни и занимается покупкой островов, катается на яхте и попутно работает.
Мне фильм не понравился. Скорее это продолжение некой моей традиции смотреть неигровые фильмы о личностях, которые меня притягивают- например об Ингмаре Бергмане. Но это фильм не понравился совсем.