Фильм рассказывает историю девушки, которая оказалась в сложной жизненной ситуации, по-другому у Дарденнов не бывает. Ее увольняют с работы, причем делают это так, что коллегам предлагается принять решение- уволить девушку и получить деньги или не уволить и не получить. В России подобные истории заканчиваются совершенно однозначно. Более того поведение девушки, которая встречается с коллегами и объясняет им как важна для нее работа в принципе невозможно. У нас скорее девушка подала бы в суд и выяснила, что это бесполезно или стала бы писать заявления в прокуратуру о не законном увольнении и тоже не получила бы никакой реакции. Сама мысль о том, что тебя окружают люди в России не мыслима потому, что людей в России в общем в результате чекизма не осталось. Особым потрясением для меня был даже не фильм, а сама его идея! В России в принципе не бывает обращение к людям, в людей не верят. Россия всегда жила по принципу ГУЛАГа «пусть ты умрешь сегодня, а я завтра», тот же Наум Ним хорошо описал это в условиях современности в романе «Звезда светлая и утренняя». Европа в этом смысле удивительна! Народ, ее населяющий не утратил человечность…
Над фильмом работали:
Братья Дарденн (Жан-Пьера и Люк) в самом начале проекта мы рассказывали о их фильмах много и подробно. Вы легко найдете впечатления от фильмов: «Дитя», «Молчание Лорны», «Мальчик с велосипедом», «Сын», «Розетта» и о последней их картине «Неизвестная». Не имеет смысла перечислять все их пальмы и слонов.
Морион Котийяр, неожиданный выбор попсовой актрисы для такого фильма. Я не против фильма О.Даан «Жизнь в розовом цвете» за который ей выдали «Оскар», «Золотой глобус» и «BAFTA» и «Сезар». В целом и за дебют ей дали «Золотую пальмовую ветвь» и «Долгая помолвка» по роману С.Жапризо очень ничего. Но в целом это скорее актриса для «Темного рыцаря». Мы рассказывали о ее работе в фильме В.Аллена «Полночь в Париже».
Фабрицио Ронджоне, важнейший для братьев Дарденн актер. Он сыграл в 7 их фильмах. Причем почти всегда в паре с главным актером этих режиссеров Оливье Гурме (он для Дарденнов, как Тимоти Спол для Майкла Ли). Особенно убедительно он сыграл в фильме «Дитя» и «Мальчик с велосипедом». Возможно, братья Дарденн его будут использовать чаще, и мы увидим его таланты более крупным планом.
Катрин Сале, малоизвестная и многоплановая актриса. У Дарденнов оказалась скорее всего случайно. Это ее первый и последний опыт работы с великими режиссерами.
Фильм удивляет. Я был очень удивлен тем, что у людей в Европе есть ощущение того, что существует справедливость и носителем этой справедливости являются окружающие. Меня просто потрясла вера девушки в людей! Она реально верила, что людей можно убедить и ей это в некотором смысле удалось, отказаться от дополнительного дохода, чтобы помогать другому. Это для России кажется такой же невероятной историей, как например история в фильме Брюно Дюмона «Человечность». Самое удивительное, что это еще и во Франции происходит, я уж очень не люблю французов за их мелочность и жадность. С другой стороны, и немцев я тоже не любою. К чехам, особенно в продавщице проездных билетов в Праге на станции «Андел» у меня тоже есть очень большая нелюбовь, хотя чешских врачей я прямо люблю...
Я пересматриваю этот фильм и не могу поверить своим глазам. Понятно, что это кино и даже не псевдодокументальный Зайдель, но ведь если его сняли, то такая история или даже такие мысли возможны? Может это со мной что-то не так? Может я зря вижу в каждом не только случайном прохожем, но и знакомом и коллеге желающего меня если не убить, то как минимум покалечить? Может правда окружающие меня не ненавидят? Я понимаю, что за пределами России — это так, но ведь в России точно все готовы убить друг-друга или и тут я ошибаюсь?