Б. Тарр. "Семейное гнездо".

Б. Тарр. "Семейное гнездо".
30 мая 2018
Оцените материал
(102 голосов)

Посмотрел фильм режиссера Бела Тарр «Семейное гнездо» (1979). В фильме снимались самодеятельные актеры. Ради шутки можно заметить, что одну пару- мужчина и женщина звали одинаково- Ласло Хорват, а трех других актеров Габор Кун. Это первый полнометражный фильм режиссера и говорить о наградах, конечно не приходится. Хорошо, что показ этого фильма не закончился арестом и долгим сроком для режиссера.

Сюжет фильма — это обычная жизнь обычной пролетарской семьи в Будапеште времен развитого социализма. Глава семьи, отец троих детей работает на заводе, он уважаемый человек. После получки пьет в ресторанчике и пристает к женщинам обещая им вечную любовь и легковой автомобиль. Известно, что к одной из своих снох (жене старшего сына) он забирался под одеяло и не получив взаимности на нее ополчился. Мать семейства- уважаемая женщина- она моет пол в хороших домах. Старший сын только пришел из армии, у него жена и дочка. Отец, обиженный отказом снохи, постоянно ее унижает, рассказывает, как ей воспитывать ребенка, обвиняет в том, что она шлюха. Он постоянно следит за снохой и клевещет на нее сыну. Сын безвольный, тихий пьяница, который даже если и готов поверить отцу- любит свою жену и дочку и мечтает жить с ними. Но он не способен даже пойти за женой и дочерью, которых его отец выгнал из дома. Младший сын обрюхатил девушку, неизвестную и не хочет жениться, отец наставляет его на путь истинный, видимо надеясь тряхнуть хотя бы младшую сноху. Сыновья такие же, как их отец- вызвавшись проводить гостью героини, которая живет в общежитии просто ее насилуют. Понятно, что она никому не скажет. В финале героиня и ее муж, каждый в своем углу мечтают, как они хорошо заживут вместе, когда у них появится квартира.

Понятно, что изобразить героев активными режиссер не мог. Любой, кто показывал активный протест против социального устройства был бы обречен. Тут есть слова о «горсоветовской правде», которая расходилась с правдой человеческой это уже не мало. Но будем честны- хотел ли показать режиссер протест? Был ли способен на протест человек мира социализма? Полностью оболваненный пропагандой, он, как и современный россиянин только верил в то, что все обязательно будет хорошо и ничего для этого не делал. Этот фильм этим и хорош. Это самая настоящая безнадежность. Казалось бы, что-то похожее снимает Каурисмяки- то же черно-белые и мрачные фильмы. Но Каурисмяки любит людей и верит в них.  Бела Тарр людей знает и понимает, что они… Или может быть это только социалистические люди такие? Много вопросов, болезненных вопросов о природе человека и о том, как эта природа меняется

Бела Тарр венгерский режиссер, который за свой первый короткометражный фильм о жизни цыган впал в немилость советской власти и испил до дна все то, что коммунизм уготовил для человека в «социалистическом лагере». Тем не менее ему дали снять и этот фильм, более того «Семейное гнездо» не стало его последним фильмом в лагере социализма. После освобождения Венгрии из социалистического лагеря он стал всемирно известным режиссером, репутация его, как художника такова, что его приглашают в жюри самых известный фестивалей. Не обошли наградами и его фильма. «Туринская лошадь» получила «Серебряного медведя» на Берлинском Кинофестивале. Он признанный гуру артхауза и его «Сатанинское танго» фильм продолжительностью в 7 часов вписан в мировой кинематограф предельно ярко. Тем не менее фильм «Человек из Лондона», где Тарр работал уже с профессиональными актерами и достойным финансированием не нашел понимания зрителя и кинокритики. Гении потому и гении, что их не понимаю. Мне фильмы Тарра напоминают картины Михаила Рогинского не только стилистикой. Рогинский ведь и в красивой и сытой Франции рисовал убогий СССР… После фильма «Туринская лошадь» Бела Тарр обещал хранить молчание и ничего больше не снимать. Это красивая история жизни, которая нами ценима и фильмы Тарра мы будем смотреть снова и снова, как бы там ни было.

 Надо понимать, что Венгрия хотя и принадлежала к самой либеральной части социалистического лагеря, но это был все равно лагерь. Показать правду на экране лагерное начальство не могло. Реализм картины просто поражает. Для меня человека детство, которого прошло с самой жестокой части социалистического лагеря в СССР- вообще удивительно, что режиссер не сел. Не менее удивительны реалии фильма. Герои картины сыты и никак не обсуждают еду. Для голодного СССР это было не мыслимо. Продукты и их доставание было важнейшей частью любого разговора. «Гуляш-Социализм» так называли режим Венгрии все же работал. На руках у самых обездоленных женщин маникюр, встретить маникюр у работницы мясокомбината на руках маникюр в СССР было просто не реально. Герои обсуждают одежду, как то, что можно просто купить: «будет у тебя одно платье, а не три». Провинциалы могли запросто поселиться в Будапеште- поселиться в Москве в СССР было нельзя. В остальном- лагерь есть лагерь, и он переламывает человеческие жизни в мясорубке своей идеологии. Герои нечем не отличаются от советских людей. Та же инфантильность и не желание отвечать за свою жизнь, отсутствие стремления что-то изменить и пассивное упование на чудо. Тот же разврат и пьянство, как замена настоящей личной жизни. Тупая жестокость и не способность к осознанной жизни. Трудно не вспомнить термин «имаго», которым великий русский писатель Людмила Евгеньевна Улицкая в «Зеленом шатре» обозначила это. Фильм «Семейное гнездо» не о социализме и его пороках. Не попытки этот социализм меня или улучшать, это скорее эстетическое исследование природы человека, современного художнику. Для меня еще и прекрасный образчик «псевдодокументализма», который ранее был связан в моем сознании с Ульрихом Зайделем. Теперь я понимаю откуда у него взялась эта стилистика. Почему «Потери неизбежны», для меня самое яркое произведение «псевдококументализма» Зайделя происходят на границе Австрии и Венгрии. Как не странно мир Австро-Венгрии, не смотря на крушение Империи Габсбургов, которая рухнула первой и по сути своим крушением породила Мировые войны, оставила особый культурный код этого странного образования все еще жив. Мне по-особенному и весьма странно дорог этот мир и этот код, как не странно я жил и живу в нем не всегда, даже понимая это. 

Прочитано 1491 раз Последнее изменение 31 мая 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 10 июль 2018 написал Алиса Котова

    Извечный вопрос - жилье и как поделить небольшую комнатушку на гору родственников. Это не реальная история, но в любом случае она могла произойти в реале.
    Вроде как в фильме поднимается жилищная полтика того времени. И думаешь, что режиссер поднесет этот фильме ближе к документалистике. Но нет...
    Слишком много гротеска, из-за этого не всегда веришь в происходящее, а иногда веришь и видишь некоторые моменты из своей жизни.
    Финальная сцена слишком странная и наверное оптимистичная) Не знаю... она слишком выбивается из всего и кажется ненужной в этом фильме

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены