Сюжет фильма прост и не замысловат. Колонна российской армии во время чеченской войны попадает в засаду и не может двинуться ни назад, ни вперед. Командир посылает двух бойцов за подмогой. Приключения этих бойцов и составляют основу фильма.
Парни приходят в расположение воинской части, и командир отказывает им в помощи, приказывает идти назад в свою колону и разбираться как могут. Командиру некогда, он готовит облаву на боевиков. Облава должна принести ему новое оружие, которое уже хочет купить его чеченский друг. В общем знакомая история по роману тоже Маканина «Асан». Наши солдаты тоже участвуют в облаве, в результате захватывают в плен красивого чеченского мальчика на имени Джамал. Командование пытается отнять этого Джамала, понятно, что он нужен для изнасилования и всякой командирской голубизны. Но парни фактически убегают с пленным. У одного из бойцов к нему прямо такие промываются первые мужские чувства… Но в результате солдаты пытаются обменять Джамала на захваченного солдата российской армии, но солдата убивают, а Джамала приходится убить потому, что их чуть не обнаружили чеченские боевики и тот пытался их позвать.
Фильм украсила полнотелая Юлия Пересильд, хорошо, что Маканин смог пересилить себя и допустил женщину в сюжет. Это травмированная девушка, которая пережила групповое изнасилование и теперь не может трахаться раком, но может делать это с кем попало. Вот такое понимание широты женской души.
Маканин безусловно одно из самых важных имен в литературе современной моей жизни и так или иначе я с удовольствием размышляю над тем, что он писал. Роман «Асан» в этом смысле действительно роман, который не похож на пьесу, как например «Две сестры и Кандинский», где четко просматривается три действия и декорации в виде большого выставочного пространства. Как и в его самом раннем романе «Прямая линия». Можно еще вспомнить сборник рассказов «Сюр в пролетарском районе».
Алексей Учитель ловко освоил искусство добывать деньги на кино. Когда вокруг его фильма «Матильда» наиболее убогая и мракобесная часть России развернула травлю- мерзавцев пинками загнали в стойло. Хотя признаться фильм получился очень убогим и скорее льет воду на мельницу клерикалов, чем рассказывает реальную историю и уж его художественная ценность просто сомнительно, это большое дело в стране, где за атеизм пока не сжигают, но уже сажают. Например, тему беременности Кшесинской от Николая Первого и то почему перевернулись сани в результате чего у нее произошел выкидыш, конечно, никто в фильме не поднимал. Если тема балета для Алексея Учителя, знакома, мы рассказывали о его фильме «Мания Жизели» и тем не менее ничего у него не получилось. Хотя фильм «Мания Жизели» где мерзостный Охобыстин играет Лифаря тоже совсем плох… Снимал он еще фильм «Край» получилась сага о том, что в России- «все пострадали и жертвы», «никто ни за что перед людьми отвечать не должен, пусть все решит суд небесный». Фильм «Дневник его жены» о Бунине тоже не блестящий, не смотря на гениальную игру Андрея Смирнова он совсем не показывает то, что переживал Бунин. Мы так же писали о его фильме «Космос, как предчувствие».
О российских актерах я на всякий случай не пишу, вдруг станет Единоросом. Но Юлия Пересильд мне нравится, есть в ней что-то притягательное, неуловимо бабское и желанное. Играла она и в фильме Учителя «Край», о котором мы писали.
В общем посмотрел фильм потому, что заставляю себя смотреть российское кино. Чеченцы в фильме представлены, как трусливое стадо баранов, с которыми почему-то сражаются настоящие витязи. Несомненно, Алексей учитель «пропагандон», а не режиссер. Фильм второй раз, да и первый смотреть не стоит.