А. Учитель. "Космос как предчувствие".

А. Учитель. "Космос как предчувствие".
27 мая 2019
Оцените материал
(61 голосов)

Посмотрел фильм российского режиссера Алексея Учителя «Космос как предчувствие» (2005). В главных ролях: Евгений Миронов, Евгений Цыганов, Ирина Пегова. Фильм не получил фестивального признания в мире. Собрал только главные награды в «Золотом Орле», «Нике» и «ММКФ». В общем, как мне кажется это, хотя и странная, и не приятная мне работа Учителя… Этот фильм можно считать лучшим в его карьере.

Действие фильма разворачивается в 1957 году. Время надежды, что после того, как подох «усатый» в стране может что-то измениться. Одновременно это и время, когда политические заключенные и люди, которые услышали от них правду и смогли ее понять пришли в массы. Массы темные и глупые получили нечто большее чем информацию, они получили доступ к культуре, которая была полностью вычищена из СССР. Появляются люди, которые понимают, что где-то совсем рядом есть настоящая жизнь, которая в СССР не доступна. Такой человек появляется в северном портовом городе, где регулярно останавливаются иностранные суда. На эти суда можно попасть и уплыть в эту настоящую жизнь. Тогда не было другого шанса жить по-человечески. Он сталкивается с простодушным поваром (героем Евгения Миронова) и его подружкой. Подружка, вместе с младшей сестрой работает официанткой в ресторане, где наш повар готовит.

Далее развиваются отношения, и герой Евгения Миронова полностью попадает под влияние и обаяние нового знакомого, который в тюрьме познакомился с политическими заключенными и стал понимать, что такое социализм. Повар начинает во всем копировать это странного человека и даже уступает ему свою подружку. Хотя тому старшая сестра нужна только для легального проникновения на судно к иностранцам. Сила идей и олицетворение этой идеи в герое Евгения Цыганкова, который готов из СССР даже улететь, ее обаяние показана в фильме как бы в скользь. Основной упор сделал на «особенности россиян» в стилистике «мединского и хромосом». Живущие в полной нищете и просто голодно люди смотря на спутник и мечтают не о человеческом быте, а космосе.

Отдельного упоминания заслуживает использования псевдодокументальных кадров, как это лет 30 ранее сделал Вуди Аллен в фильме «Зелиг». Ира Евгения Миронова, которого наши читатели знают по ролям в «Театре Наций» сильно лучше, чем на театральной сцене, например в пьесе «Иванов». Не взирая на его романтические отношения со спикером володиным, он вполне себе актер.

Думаю, что не надо говорить, что режиссер же фильма мне не симпатичен. Алексей Учитель ловко освоил искусство добывать деньги на кино, понятно, что без откатов он не обходится и как показывают события вокруг Алексея Малобродского и Кирилла Серебрянникова, он все делает правильно. Когда вокруг его фильма «Матильда» наиболее убогая и мракобесная часть России развернула травлю- мерзавцев пинками загнали в стойло. Хотя признаться фильм получился очень убогим и скорее льет воду на мельницу клерикалов, чем рассказывает реальную историю и уж его художественная ценность просто сомнительно, это большое дело в стране, где за атеизм пока не сжигают, но уже сажают. Например, тему беременности Кшесинской от Николая Первого и то почему перевернулись сани в результате чего у нее произошел выкидыш, конечно, никто в фильме не поднимал. Если тема балета для Алексея Учителя, знакома, мы рассказывали о его фильме «Мания Жизели» и тем не менее ничего у него не получилось. Хотя фильм «Мания Жизели» где мерзостный Охобыстин играет Лифаря тоже совсем плох… Снимал он еще фильм «Край» получилась сага о том, что в России- «все пострадали и жертвы», «никто ни за что перед людьми отвечать не должен, пусть все решит суд небесный». Фильм «Дневник его жены» о Бунине тоже не блестящий, не смотря на гениальную игру Андрея Смирнова он совсем не показывает то, что переживал Бунин.

В фильме есть настроение и пружина. Есть что-то тревожно не понятное мне. Может быть именно это не понятное и делает россиян такими странными в моих глазах. Может быть действительно спутники и ракеты оказывают на них некое не очевидное воздействие? Может быть ради этого Бастрыкин много лет закрывал глаза на воровство в Роскосмосе стал активно говорить об этом только теперь? Может быть именно поэтом Рогозин, человек, который скомпрометировал себя полностью, все так же руководит организацией, которая провалила все и еще и умудряется говорить о христианских ценностях. Я смотрел этот фильм и понимал, что видимо у меня нет лишней хромосомы, которая погружает россиян, как говорит Мединский в особую культурную мифологию и позволяет им жить в этой мифологии.

В общем фильм я смотрел, как обычно в самолете, но в два приема. Целостного восприятия не сложилось, но есть некоторая тревожность, которая не проходит. Возможно это и есть признак хорошего кино.

Прочитано 128 раз Последнее изменение 08 июнь 2019

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены