Версия для печати

А. Тарковский "Жертвоприношение".

А. Тарковский "Жертвоприношение".
13 апр 2020
Оцените материал
(92 голосов)

Посмотрел фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение» (1986). Это последний фильм режиссера, которого принято называть великим. Фильм полностью снят на Западе и даже на шведском языке. Оператором выступил, человек, который снял лучшие фильмы Бергмана- Свен Нюквист. В главных ролях: Эрланд Юзефсон, Сьюзен Флитвуд, Алан Эдвалль.

Фильм получил широкую известность и принес Тарковскому долгожданные награды, хотя и не все. Премию «BAFTA» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Номинацию на основную «Золотую пальмовую ветвь» и «Пальмовые ветви» в номинациях «Гран-При Жюри», «Приз за художественный вклад», «Приз Фипресси» и «Приз экуменического (христианского) жюри».

Сюжет фильма довольно простой. Психически неуравновешенный преподаватель философии с маленьким сыном занимается посадкой сухого дерева, которое должно расцвести. Это дань уважения некоторой притче о христианском монахе.  Потом бегая за сыном в лесу, он получает травму головы, ребенок разбивает себе нос об его голову. Далее во время празднования своего дня рождения он употребляет алкогольные напитки, которые на фоне его алкоголизма провоцируют галлюцинации. Вовремя, которых он оказывается в ситуации ядерной войны, которую предотвращает тем, что вступает в половую связь со своей домработницей. На фоне галлюцинаций, вызванных алкоголем, проснувшись он поджигает дом. После этого ему оказывается психиатрическая помощь и его увозят в лечебницу. Ребенок, отягощенный общением с отцом алкоголиком, лежит под сухим деревом, которое поливал и общается с Богом, в том виде в котором его нарисовал отец.

Но так, как фильм снят великим Тарковским, все это пронизано не алкоголем и психическим нездоровьем человека, ударившегося головой, а глубоким философским смыслом. Принято считать это притчей и находить глубокий смысл. Критики соревнуются в поисках метафор и не могут удержаться от восторга по поводу скучной и банальной картины в 2 часа 48 минут. Могу сказать, что украшает ее музыка Баха, хотя бы предпочел Монтеверди и неожиданно красивые ноги главной героины, удачно показанные режиссером во время ее отвратительной истерики. Фильм в целом беспомощный, если не сказать импотентский.

Можно в «Жертвоприношении» найти, например, Феллини, который вдруг поселился в стилистике Бергмана. Можно в серьез обсуждать, что сжигания собственного дома и отказ от прошлого служит детям или новым поколениям. Но для этого нужно иметь желание и мотив.

Над фильмом работали:

Андрей Тарковский- режиссер. Мы рассказывали о его великом фильме «Сталкер». И о фильме его сына  Андрея Тарковский младшего «Андрей Тарковский. Кино как молитва». Мы будем и дальше писать о его творчестве.

Эрланд Юзефсон, Эрланд Юзефсон, шведский актер, один из самых любимых актеров великого Ингмара Бергмана. Он снялся в восемнадцати его фильмах. Потом много снимался в фильмах, которые режиссировала Лив Ульман с которой он сыграл, как актер более чем в двадцати фильмах. Мы рассказывали о фильмах Ингмара Бергмана с его участием: «Шепоты и крики», «Лицом к лицу», «Осенняя соната», «Час волка». Кроме прочего он снялся в фильмах А.Тарковского «Жертвоприношение» и «Ностальгия» и в фильме гениального режиссера Иштвана Сабо «Встреча с Венерой». При все при этом даже Каннский кинофестиваль пока не решил поднять свой престиж вручив ему награду.

Сьюзен Флитвуд, кроме того, что у нее очень красивые ноги сказать нечего.

Алан Эдвалль, снялся в восьми фильмах Бергмана: «Дьявольское око», «Девичий источник», «Причастие», «Игра снов», «Не говоря о всех этих женщинах», «Фанни и Александр» и «Школа жен».

Фильм у Тарковского не получился. «Золотую пальмовую ветку» он не получил. Важно для художника вовремя остановиться и уйти, не высказавшись до конца. Вопрос почему сначала было слово, не стоило задавать так буквально. Мне очень жаль.

Прочитано 1061 раз Последнее изменение 14 апр 2020

1 Комментарий

  • Дарья Островская 16 апр 2020 написал Дарья Островская

    Фильм получил золотую пальмовую ветвь. Это показатель того, что фильм стоит, чтобы его посмотреть.
    Во время создания фильма Тарковский уже был болен раков. Можно сказать, что эта картинка как бы внутренний диалог мастера. В течение всего фильма он как бы задается вопросом о жертвоприношении и пытается найти ответ на свой же вопрос.
    Здесь вообще можно не затрагивать игру актеров, операторскую работу. Здесь надо смотреть совсем на другое. Этот фильм совершенно на другом уровне - культурном и интеллектуальным. Просто задайтесь вопросом - а на какую жертву вы смогли пойти и ради чего?

    Пожаловаться