А. Сокуров. "Франкофония".

А. Сокуров. "Франкофония".
19 июль 2016
Оцените материал
(102 голосов)

Посмотрел фильм «Франкофония» (2015). Режиссер Александр Сокуров. Это фильм, который снят в фирменном для Сокурова стиле, где сочетаются документальные кадры и игровые, используется компьютерная графика и все это делается настолько органично, что можно говорить о создании особой художественной среды.

Фильм очень сильно напоминает его «Русский ковчег». Более того, заканчивается «Русский ковчег» кадрами моря и в фильме «Франкофония» вода играет ключевую роль. Видимо для Питера и его жителей вода обладает особой магией. Не случайно Иосиф Александрович Бродский писал об этом:

«Я родился и вырос в балтийских болотах, подле

серых цинковых волн, всегда набегавших по две,

и отсюда -- все рифмы, отсюда тот блеклый голос,

вьющийся между ними, как мокрый волос,

если вьется вообще».

Лично для меня это стихотворение очень точно определяет тон и общий мотив фильма Сокурова. Я не могу назвать себя большим поклонником такого кино. Для меня это несколько странный взгляд на мир, который формирует реальность не совсем корректную. Не могу сказать, что я большой поборник торжества исторической правды и достоверности, но в целом… Когда я прочитал, что ч точки зрения современной физики прошлое является такой же вероятностью, как и будущее и отсюда вывод о том, что если долго говорить о том, что что-то происходило так-то то уже и не важно, как оно происходило. Тем не менее реконструкции Сокурова пугают своей «достоверностью». Для меня слова Наполеона о том, что он вел свои войны и строил свою Империю исключительно для того, чтобы создать и наполнить произведениями искусства Лувр прозвучали диссонансно. Я далек от любой попытки придать власти черты далекие от животных. Удержание любой ценой и наслаждение властью, вот ее основной мотив. Тот, кто не видит радости в беспричинном насилии, как правило не получает власть совсем и если получает- держится от нее как можно дальше. Хотя дальнейшие диалоги Наполеона и Марианны (Образ республиканской Франции) и были весьма любопытны.

Сильно удивило, что так мало внимания было уделено тому, что называют Холокост. Именно эта проблема в бескровном и практически союзническом взаимодействии Франции и Германии для меня являются огромной проблемой. Вспоминается великий роман Иена Пирса «Сон Сципиона» где в одном из планов рассказывается история французского «Сопротивления» и еврейской художницы. Не готов утверждать, что в ее основу положены события близкие к Лувру, о которых рассказывается в фильме, но аналогии напрашиваются.

При этом если о еврейской теме не было сказано ни слова, мотив «Эрмитажа», как музея сопоставимого по своему значению с Лувром и история Ленинграда, который сопротивлялся оккупации ценой огромного количества человеческих жизней. Культур и музеи, что они значат для жизни общества? Много вопросов и мало ответов, а история дает ответы, которые нельзя назвать удовлетворительными. Хотя, для чего нужны эти удовлетворительные ответы? С годами все больше и больше отсутствие гармонии и первозданный ужас бытия превращаются в постоянный страх. Устройство мира, кажется все менее гармоничным, а постоянное принятие того, что принимать не хочется и что страшит приводит к особому состоянию. Видимо для Сокурова это и стала призрачной дымкой утренних музеев, которая наполнена призраками прошлого.

Фильм снят в двух разрезах - это события, связанные с оккупацией Парижа и управления Лувром со стороны немецкой администрации и второй это современные кадры того, как сам Сокуров наблюдает за тем, как его приятель капитан Дерек перевозит по бушующему морю контейнеры с музейными экспонатами. Аналогии напрашиваются сами собой- удержит ли современный мир ковчег музеев? Являются ли музеи ковчегами, где собрано «от каждой твари по паре», обладают ли произведения искусства способность к само воспроизводству и полагают ли они развитию общества? Становится ли лучше мир?

Ответ на этот вопрос я увидел в концовке, где красное сменялось черным и звучал советский гимн, который преобразовался в музыку, от которой я не жду ничего хорошего.

Прочитано 1873 раз Последнее изменение 20 июль 2016
Другие материалы в этой категории: « А. Зельдович. "Мишень". Б. Дюмон. "Хадевейх". »

3 комментарии

  • Алиса Котова 06 апр 2018 написал Алиса Котова

    О.. этот фильм подойдет любителям искусства. Фильм проведет нас по Лувру, покажет интересные предметы. При этом... показ будет такой.. не вскользь, по 5 секунд. А полноценный показ, когда глаз может зацепиться за мелкие детали.
    Фильм действительно необычный. Его не стоит считать сложным, просто во время просмотра надо расслабиться и насладиться французской атмсоферой.
    Хочется сказать спасибо всем, кто работал над этим фильмом.

    Пожаловаться
  • Архангельская  Людмила 28 окт 2016 написал Архангельская Людмила

    Фильм в сто процентном исполнении! Зрелищной кино и на все времена. С долей поучения..как Луи спасали посмотреть и немного прикоснуться к истории, которую вершили люди, чей полет был высок и далек от простых граждан. Кто только еще карты раскрыл через фильм о третьяковской галереи и со всеми шероховатостями истории. Сколько же было вывезено и спрятано... Это была отдельная война со своими жертвами и не менее беспощадно. Хм, не удивительно, что самым большим процентом от общего мирового наследия Великой италия на первом месте! И что же она там имеет такого,что 1 или 2 сколько там... что же. Пробиваться остается. Искусство и война спели как два противника на поле боя общего соперника и это смерть. Объединение двух разных элементов. И только сейчас выставить на свет людской, на обозрение. И сколько тайн сокрыто.. Ох, крайне советую смотреть и вникать.

    Пожаловаться
  • Анфиса Малахова 28 июль 2016 написал Анфиса Малахова

    Это не тот ли уважаемый Александр Николаевич Сокуров, создавший нового Фауста с рядом наград мирового уровня. Его биография интересна и обширна, с теневой и солнцем. но точнее о его творчестве не выразится:
    "Отличие художника от прочих смертных в том и состоит, что он не транжирит выпавшие на его долю впечатления, даже самые мимолётные, а просто меняет их местами. Вернее, расставляет по своим местам. Именно ангажированность, завороженность целью, решительно отличает Александра Сокурова от сторонников эстетизма, производителей киновиньеток, иногда действительно талантливых и изощрённых."
    А. Секацкий

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены