Фильм «Провидение» вообще довольно трудно смотреть, я начинал это делать несколько раз. Это действительно очень смелый эксперимент, который трудно понять и уж тем более принять. Требуется усилия, чтобы осознать, что все происходящее не является реальностью, а является только фантазиями больного старика. Писатель, который отмечает на днях свои 87 лет страдает болезнями, но не перестает вести привычный образ жизни пьяницы. Он обеспечен и богат, за ним хорошо ухаживают. Два его сына и невестка, которые и являются действующими лицами, помещаются в выдуманную среду. Но и этого мало, они бесконечно меняются местами и не только между собой. Старика писателя мучит вина из-за покончившей жизнь самоубийством жены, которая была неизлечимо больна. В этом смысле вопрос фильма, может ли человек решать, когда умереть и как легче умирать с богом или без приобретает особый оттенок. Становится понятным первая сцена, где прокурор требует наказания для военного, который убил неизлечимо больного раненного, а когда того оправдывают встречает его дома практически в объятиях жены. Эти двое сыновья нашего писателя. Он же пытается пережить чувство вины и конструирует различные модели. В этом смысле и преследуемый старик-оборотень и не вполне ясным образом связанную с ним судебную драму, за которой кроется любовный треугольник обретает смысл. Понять все это можно правда только после полного просмотра фильма. Литературные фантазии подвыпившего и тяжело больного старика-писателя (герой Джона Гилгуда), главными героями которых являются его двое сыновей (один из которых незаконнорожденный) и невестка.
Над фильмом работали:
Алана Рене режиссер. Уже в 1959 году получил номинация на «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Хиросима, моя любовь» и премию «BAFTA». Далее он получил за фильм «В прошлом году в Мариенбаде» на Венецианском кинофестивале «Золотого льва». Далее была номинация на «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Ставиский». Фильм «Мой американский дядюшка» принес ему два приза каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь». Фильмы: «Известные старые песни», «Курить/Не курить» принесли режиссеру «Сезар» и «Золотого медведя». Фильм «Дикие травы» так же принес режиссеру «Особый приз» Каннского кинофестиваля. Остается добавить «Золотую пальмовую ветвь» в номинации «Золотой наставник».
Дик Богард, культовый актер своего времени. Один из главных любимцев Висконти. В его арсенале две премии «BAFTA», он снимался у Лукино Висконти в фильме «Смерть в Венеции» и конечно триумфом стала его роль в «Гибель Богов». Так же как Висконти не считал нужным скрывать свой гомосексуализм, что было в общем довольно типично для британских актеров того времени.
Эллен Берстин, в самом начале карьеры получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» за фильмы «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина и «Последний киносеанс» Питера Богдановича. Далее следовал «Оскар» и «BAFTA» за фильм Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет». В последующие годы бло три номинации на «Оскар» мы писали о фильме «Век Адалин» режиссера Кригера.
Джон Гилгуд. За фильм «Артур» режиссера С.Гордона получил «Оскар» и «Золотой глобус». Номинировался на «Оскар» за фильм «Бекет» режиссера Гленвилла. Этим его вклад в кино не исчерпывается.
Фильм интересен скорее тем, что это первая большая попытка в большом кино создать фильм, действие которого развивается в нескольких плоскостях в одной голове и параллельно в реальности. Как мы уже писали этот опыт открыл дорогу Дэвиду Линчу и создал концептуальные предпосылки для целого направления в кино.
Сам по себе фильм тоже интересен, временами он может шокировать своей откровенностью, как в виде разделки мертвого человеческого тела, так и эмоций, которые порнографичнее половых актов и голых тел.
Удивительно, но просмотр подобных фильмов меня занимает не столько тем, что нужно «разгадывать» интригу для простого понимания сюжета, но развлекает тем, как часто по разному люди видят одну и туже реальность.